"Неделю тому назад был на хуторе Полянка, — говорит 46-летний Владимир Криницкий, сельский голова Миролюбовки Тернопольского района. — Видел пятерых кришнаитов. Прописаны двое: 35-летний Андрей Давыдов, который там старейшина, и еще один".
Сельский голова рассказывает, что мужчины носят бороды и длинные волосы. Не едят мяса, употребляют злаковые, картофель, много овощей.
— Они ничем не отличаются, разве что больее толерантные, уравновешенные, — продолжает Владимир Криницкий. — Не говорят бранных слов. Добросовестные, работящие. Молитвенный дом обустроили в большой комнате.
Председатель сельсовета предупреждает, что кришнаиты люди замкнутые и вряд ли согласятся говорить.
Хутор Полянка расположен между селами Лучка, Микулинцы, Прошова и Мышковичи в 18 км от Тернополя. От Лучки — 2 км. Семь домов окружены с трех сторон лесом. На территории сельского совета 1000 га леса. Люди на хуторе живут лишь в двух хатах. В одной — местная семья, вторую кришнаиты четыре года назад купили. Еще два дома недавно приобрели тернопольчане под дачи, остальные пустуют. Стоят $1–2 тыс.
В 300 метрах от хутора мы остановились — ехать дальше нечего и думать: дорога не для машины. Идем пешком.
— Кришнаиты сюда заезжают джипами. Добираются аж из Санкт-Петербурга, Москвы, Алтайского края, Беларуси, — делится впечатлениями Криницкий.
— А местный священник что говорит?
— Мы их предупредили, чтоб никого из наших к себе не втягивали, — говорит Владимир Дмитриевич. — Никого не трогают — и им никто вреда не делает.
Сейчас как раз сидят и медитируют за амбаром
На хуторе ни души, только собаки лают. Напротив усадьбы кришнаитов 70 соток земли, огражденной снопами камыша в человеческий рост. Рядом теплица, ухоженный сад.
— Уже все засеяно, — говорит голова. — Они летом выращивают по десять сортов помидоров. Забор такой, как делали наши деды-прадеды в давние времена.
Проходим огород, подходим ко двору. Возле оштукатуренного дома нет калитки. Перед входом — колодец. За домом что-то сильно брякнуло, будто ведро упало. Во дворе две машины — белая "Нива" и "Волынь". За овином аккуратно сложены нарубленные дрова. Все двери дома, овина и амбара отворены. И нигде ни души. Председатель несколько раз позвал Андрея, обошел все подворье.
— Они безработные? — допытываюсь.
— Не работают, но на жизнь зарабатывают, — рассказывает Криницкий. — Живут на пожертвования тех, кто приезжает сюда раз в месяц.
Председатель еще раз обошел двор, звал Андрея. Через 15 минут возвращаемся назад. Решаем поговорить с соседкой кришнаитов. Люба Шманько, 50 лет, с рождения на хуторе Полянка. Живет с мужем и детьми.
— Я ничего не буду говорить. Они себе живут своей жизнью, а я своей, — говорит женщина. — Как моя корова доилась, они часто приходили за молоком. Теперь не приходят. Вот сейчас как раз сидят и медитируют за амбаром.
— Может, в лес пошли, — вмешивается в разговор сельский голова. — Я был во всех комнатах — нет.
— То, может, вас увидели, Владимир Дмитриевич, и затаились, — возразила Люба Шманько. — Я их видела.
— А сколько их здесь живет? — спрашиваю.
— Теперь может быть двое-трое, а завтра — 10–15, а то и 50. Они приезжают каждые 40 дней, а нескольких человек есть постоянно. Едут из Прибалтики, из Германии. Ничего плохого мне не делают. И как что-то нужно, послушают. Я сразу очень плакала и никому ничего не говорила, потому что думала, что это белое братство. А кто они — не знаю. Называют себя кришнаитами. Андрей Демидов местный, из Заставья. Две недели тому назад умерла его мама. Она тоже была в той вере, но хоронили ее в селе, звали сельского священника и хор. Ира из Одессы мне рассказывала, что ей очень понравилось, как поют наши певчие и священник.
В Украине триста священников-кришнаитов
В 1990-м в Киеве официально зарегистрировано первое в Украине общество кришнаитов. Через три года основан Центр обществ сознания Кришны в Украине. Кришнаиты утверждают, что сейчас в нашей стране больше 300 их священнослужителей, 120 учеников и около 5 тыс. активных прихожан.
Вайшнавская ветвь индуизма насчитывает около 500 млн последователей в мире. Они поклоняются богу Вишну, земным воплощением которого, согласно учениям, был Кришна.
В 1966 году в Нью-Йорке было создано Международное общество сознания Кришны. Через пять лет его основатель Бхактиведанта Свами побывал в Москве. Тогда же началось распространение этого учения в Советском Союзе.
Денис МАНДЗЮК
Комментарии
2