— Две недели жили, как на острове. Ни автобусы в село не ходили, ни продукты не завозили. Чтобы больного в больницу повезти, нужно было конными санями в соседнее село добираться. Там ожидала скорая, — говорит 64-летняя Мария Денькович из Задильского Сколивского района Львовщины. Из-за снегопадов ее село и три соседних — Довжки, Криве, Погар — до субботы были отрезаны от транспортного сообщения.
— Только два-три раза в неделю в село привозили хлеб. И то сами продавщицы машиной ездили в соседнее село Завадку и там брали остатки в магазинах. Если бы не это, не знаем, выжили бы или нет, — плачет Мария Ивановна. — Снега выпали такие, чтоо хоть сиди в хате и умирай. Но я себе так думаю, что если бы и умерла, то разве на огороде закопали бы.
В Задильском 662 жителя. Село лежит между склонами. Дорога к нему проходит по горному хребту. Зимой ее часто заметает снегом. В конце января ветер намел высокие сугробы.
Трижды в день до Задильского курсирует автобус из Львова. Из-за снегопадов не доезжал до села 20 км.
— Студенты домой не ездят, сидят по общежитиям. У кого родственники в городе, то деньги, продукты у них берет. А у кого таких нет, мучается, — говорит в пятницу жительница села Довжки 20-летняя Иванна Бандерич. Учится на третьем курсе Львовского медицинского колледжа. — Поеду домой. Потому что если останусь на выходные во Львове в общежитии, от голода умру. Побреду по снегу домой, как на прошлой неделе. Тогда за нами из села односельчанин на санях выехал. Правда, взял только сумки. Потому что все бы и так не поместились. А с пустыми руками легче идти. Если бы не нужно было ехать на учебу во Львов, сидела бы в хате и не рыпалась. Но в нашем колледже с посещением очень строго.
Местные две недели не видели машины, которые расчищали бы дорогу.
— Люди в селах шум подняли, давай журналистам письма писать, просили помочь. И вот в четверг уже наконец начали дорогу расчищать. Правда, двинулась первая маршрутка из Львова — и застряла между селами. Водитель говорил, больше не поедет. В пятницу еще раз чистили, так теперь сообщение есть, — рассказывает в понедельник директор Задильской школы Ярослав Малетич. — Нашу дорогу нужно два-три раза в день чистить — тогда толк будет. А райавтодор говорит: солярки нет. Там, где курортный Тисовец, трактора и грейдеры постоянно работают. Дороги чистенькие, гладкие и блестящие. А для простых селян горючего жаль.
— Жителям нужно жаловаться не на состояние дорог, а на перевозчиков. Их машины не приспособлены к таким естественным условиям, — говорит начальник облавтодора 49-летний Юрий Тарасович. — Никаких проблем с нерасчищиванием на этом участке дороги не было. Ежедневно там работал грейдер. Сколивский райавтодор даже превысил лимит финансирования. На этот месяц ему выделили 150 тысяч гривен, а он использовал 333. И это нормально при таких снегопадах. Это не значит, что в будущем месяце райавтодор недофинансируют. Напротив, если погодные условия ухудшатся, он получит больше денег.
Заверяет: в области больше нигде нет сложной ситуации с перевозками из-за снега.
— Ровно неделю тому назад, 23 января, было заседание нашей комиссии, — говорит депутат облсовета 45-летний Михаил Задорожный, глава комиссии по вопросам промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. — Как раз говорили о состоянии дорог в области. Присутствовали и начальник облавтодора, и начальник управления по вопросам чрезвычайных ситуаций, и руководитель ГАИ. Ни один из них не заикнулся о проблемах в Сколивском районе. А здесь, оказывается, две недели люди из-за заносов не могли никуда добраться. А где были местные власти? Они должны были обратиться сразу в районную администрацию. А та — объявить чрезвычайную ситуацию в районе и выделить из бюджета средства на устранение проблемы. Дать деньги на горючее, если их недостает в райавтодоре. Жителям в таких ситуациях не нужно медлить и ожидать по две недели. Если местные власти ничего решить не могут, нужно идти выше и выше.












Комментарии