"Птицы встают в пять утра и поднимают такой гул, что слышно на пол-улицы. Мы на такое пение не реагируем — уже привыкли. А соседи терпят, потому что своих детей к нам на экскурсию водят", — рассказывает 35-летний львовянин Руслан Брижак. Он разводит 12 видов птиц — павлинов, фазанов, уток, попугаев, перепелок.
Брижаки живут в небольшой серой каменке между многоэтажек в микрорайоне Рясне. Двор огражден высоким металлическим забором.
— Папа сделал такое ограждение, чтобы павлины людей не пугали, — отворяет врата 11-летняя дочка Руслана Марта. — Они реагируют на шум — если на улице машина засигналит, начинают громко кричать.
Небольшой двор застроен высокими металлическими клетками. За ними кирпичный сарай с окнами. Тут птицы прячутся от чужих людей и холода.
Брижаков застаю за работой. Руслан в темных штанах и полосатой рубашке насыпает в глиняные миски зерно. Его жена 35-летняя Мирослава, стройная блондинка, высаживает розы на большом цветнике.
— Кормим птиц преимущественно кукурузой, семенами подсолнуха и пшеницей, — говорит Руслан. — Зерно обходится недорого. Имеем 10 сотых огороду, сажаем там кукурузу. Когда-то я держал уток, которые ели только рыбу. Это было слишком дорогое удовольствие, — улыбается мужчина. — Выпустил их в озеро возле Бурштынской ТЭС.
— А траву для птиц я рву, — хвастается Марта, дочка Брижаков. — Когда из школы прихожу, сразу бегу на поляну за домами. Приношу две большие сумки.
Руслан Брижак с малых лет занимается птицами.
— Это увлечение передалось от отца Валентина, — говорит мужчина. — Дома он держал попугаев, канареек. В настоящее время занимается садоводством. Когда я пришел из армии, купил голубей. В клубе голубеводов познакомился с людьми, которые разводили диких птиц. Они подарили мне фазана и утку-мандаринку, а впоследствии я привез из Крыма белого павлина. Вот его правнук ходит.
Руслан ведет к клетке. Тут живут два павлина — белый и чернокрылый. Первый распустил двухметровый роскошный хвост. Когда птицы увидели нас, спрятались в сарае.
Когда очень трескучие морозы, прячутся в сарай
— Сейчас я их нагоню! — зовет Марта.
Девушка мигом прыгает через окно, и птицы с криком возвращаются в клетку.
— Дорого стоят? – интересуюсь.
— Как хорошая корова, — смеется Мирослава.
— Продать не думали?
— Нет, у меня их только два, — крутит головой Руслан. — А вы считаете, есть много желающих купить павлина? Чтобы их держать, нужно отгородиться от людей — как мы, — смеется и хлопает в ладони. Павлины подымают крик, похожий на человеческий.
— Наш знакомый держал павлина в селе, — добавляет Мирослава. — Под утро птица выпрыгивала на дерево и так пела, что соседи грозились ее общипать.
Павлин несет 3–5 яиц раз в году. Высиживает их 28 дней.
— У молодых павлинов очень долго растет хвост — почти четыре года. Потому выкармливать их на продажу сложно, — добавляет Мирослава. — К тому же у нас нет для них места. Одному павлину необходимо по меньшей мере 16 квадратных метров.
Руслан говорит, что бизнеса на птицах делать не хочет. Интересуется выведением новых видов.
— В прошлом году вылупился золотой фазан и белая утка-мандаринка. А гляньте, какие у меня красавцы трагопаны тиминки, — показывает на птицу-самца с пышными разноцветными перьями. Шея и грудь у него серебристо-синие.
— Они еще молодые, а когда вырастут, у них будут синие рога, — заманивает птицу зерном и берет на руки. — Мы с друзьями обмениваемся птицами, если есть два одинаковых вида. Много фазанов мне привез товарищ из Польши. За рубежом очень много птицеводов. Там люди понимают, что в дикой природе не все они могут выжить, потому нужно их спасать. Особенно теперь, когда массово вырубают леса.
Брижаков не пугает, что уход за птицами требует много работы.
— Постоянно нужно корм подсыпать, менять уткам воду в ваннах, чистить клетки, — говорит Мирослава. — Но мы уже привыкли к работе. Птички как члены семьи — они сплочают нас, сдруживают. Мы вон дом никак закончить не можем, все времени не хватает, — показывает на выложенное из кирпича и накрытое шифером двухэтажное здание. — Знакомые шутят, что Руслан его для птичек строит.
Птицы Брижаков зимуют в клетках.
— Когда очень трескучие морозы, прячутся в сарай, — рассказывает Мирослава. — Опыт показал, что птицы могут прожить и в холоде. Страшнее для них разве что голод. Когда-то у нас жили аисты. Осенью мы выпускали их на волю. Думали, полетят в теплые края. Но они возвращались и зимовали у нас.
На прощание Марта дарит мне перо чернокрилого фазана.
— Можете сделать из него ручку, — говорит женщина. — Или поставить в вазу как украшение. Я такие перья своим друзьям на счастье дарю.
Комментарии