750 тыс. грн для приобретения квартир двум семьям из дома на ул. Лысенко, 23а во Львове предоставил областной совет. Еще 800 тыс. грн постановили выделить на последней сессии горсовета. Двухэтажное здание на ул. Лысенко - австрийское, 1825 года. В нем планируют открыть музей национально-освободительной борьбы.
Ул. Лысенко - в нескольких минутах ходьбы от центра города. Перед домом №23а - просторный двор. Фасад в лесах, его ремонтируют под музей.
Коридор заставлен мусором. 58-летняя Галина Симкив приглашает в свое жилище в первом этаже. Внутри полумрак - через небольшое окно почти не проходит свет. Стены, окрашены в розовый цвет, сводчатый потолок разъедает грибок.
- О том, что деньги выделили, не слышала, - качает головой. - У нас чемоданное настроение уже 12 лет. Обещают дать другое жилье, но дальше слов дело не идет.
Заходит 37-летняя Мария Руцка из квартиры напротив. Держит большую папку с документами и вырезками из газет.
- Это все наша переписка с городским и областным советами, - показывает. - Раньше этаж над нами занимал ансамбль ПрикВО (Прикарпатского военного округа, - "ГПУ"). Представляете, что тут творилось. В одиннадцатом часу у них репетиции начинались. Поют, танцуют - хоть из дому беги.
- В 2000-м солдат выселили, - продолжает Галина Олеговна. - Какой-то предприниматель, говорят, намеревался здесь ночной клуб устроить. Но, видимо, не хватило откатов. Потом новая напасть - бомжи и цыгане. Там же 1600 квадратных метров, замков нет.
- Мне как-то на работу звонят: "Квартира горит", - добавляет Мария. - Те бомжи посрывали паркет и начали греться. Однажды эксперт ЮНЕСКО приезжал, осматривал дом. Он нас надолго запомнил, потому что там досками двери были забиты, он о них куртку порвал.
В 2004 году здание передали для обустройства музея. Мария Руцка говорит, четыре раза ходила к городскому голове Андрею Садовому:
- Последний разговор записала на диктофон. Он мне рассказывал, что 25 тысяч людей в очереди на жилье. А я же подкована - новости смотрю, газеты читаю. Спросила: почему тогда дали вне очереди квартиры его сестре и чиновнику Зубу? Садовый обиделся: "Будете со мной в таком тоне разговаривать, я подумаю, стоит ли вообще рассматривать ваш вопрос".
Квартира Марии Руцкой имеет площадь 44 кв. м. В ней прописаны шестеро: хозяйка с мужем, трое детей и отец ее первого мужа, ныне покойного. Галина Симкив живет в немного меньшей квартире с бывшим мужем.
- Никаких оценок жилья нам не проводили, - говорит Мария Руцка. - Если менять на квартиры по стоимости БТИ, то мы не согласны. Здесь же лачуга, покрытая грибком. Но с другой стороны - это центр города. Пусть бы оценили по рыночной цене. По закону, нам принадлежат по 21 метру на человека. Но мы бы хотели для свекра отдельную квартиру - чего ему с нами тесниться?
- Я тоже с мужем жить не хочу, - повышает голос Симкив. - Если действительно выделили такие большие деньги - пусть купят нам нормальное жилье. Но не в новостройках - с голыми стенами, коммуникаций никаких.
В горсовете обещают отселить людей в ближайшее время.
- Приобретем три квартиры - однокомнатную, двухкомнатную и трехкомнатную, - комментирует по телефону заместитель городского председателя Василий Косив, 38 лет. - Будут ли это новые квартиры или с вторичного рынка, еще неизвестно. За последние годы это первый случай во Львове, когда жителей отселяют именно ради обустройства их квартир под музей. Обычно делаем это в связи с аварийным состоянием домов.
Должны предоставить равноценное жилье
- Государство гарантирует гражданам право собственности. Однако по закону "Об общественной необходимости", в случае национальных интересов или интересов территориального общества местный совет может принять решение об отселении. Если оно правомерно, жители обязаны оставить свои квартиры, - комментирует 25-летний Тарас Бачинский, юрист компании "Лигалейд".
Жителям обязаны выплатить денежную компенсацию или предоставить равноценное жилье. Оценивает имущество в таких случаях Бюро технической инвентаризации.
- Обычно БТИ указывает цену ниже рыночной, - продолжает юрист. - Например, когда хотели отобрать земельные участки около стадиона "Арена Львов", владельцам назвали стоимость в соответствии с кадастровой оценкой. Их такие деньги не устраивали. Чтобы не было недоразумений, лучше заказать независимую экспертизу. Организация, которая имеет соответствующую лицензию, возьмет за такую услугу от 600 до нескольких тысяч гривен в зависимости от площади квартиры. Если они укажут высшую цену, можно обращаться в суд и требовать справедливой компенсации.
Комментарии