"Полковник не только радушно смеялся и любил шутки, но и сам проявлял своеобразный сухой, насмешливый юмор. Он любил игру и, наверное, хорошо играл бы в покер, что требует отваги ставить все на одну карту. Мог в течении долгих часов сохранять "каменное" лицо с немного глумливой улыбкой, и не смотря на всевозможные потрясения", - вспоминал краевой проводник ОУН Богдан Кордюк о Евгене Коновальце. Сегодня, 14 июня, исполняется 127 лет со дня его рождения.
Будущий полковник Армии УНР, комендант Украинской военной организации, руководитель Провода украинских националистов и первый председатель ОУН родился в 1891 году в семье учителей в селе Зашков на Галичине.
"Стройная фигура, удлиненное лицо, правильные черты и задумчивые глаза, всегда смотревшие в даль, и незначительная улыбка в углу губ,которая очень часто напоминала ироническую, - описывал молодого Коновальца гимназический товарищ С. Чучман. - Всегда ходил хорошо одетый, но его элегантность не имела в себе ничего натянутого и крикливого. В целом он был молчалив, не брал слишком часто голоса ни в наших дебатах, ни в дискуссиях. Однако, мы всегда выбирали его в состав репрезентации, которая должна была нас защитить то перед директором или хозяином класса, или, наконец, на публичных выступлениях. Потому что в течении многолетнего пребывания с ним в каждого из нас выработался уже ясный взгляд на его личность с тем, что он не воспользуется нашим доверием и сможет достойно и успешно нас защитить".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Коллекционер привез землю с могилы Коновальца
С 1909-го Коновалец изучал право на юридическом факультете Львовского университета. Был активным членом Украинских студенческих организаций, военно-спортивных организаций. С началом Первой мировой войны 23-летним студентом его мобилизовали в ряды австрийской армии. В мае 1915-го на горе Маковка в Карпатах попал в русский плен. Сначала был в Поволжье, а осенью переведен в лагерь в Царицыне (ныне - Волгоград).
"Знание языка и отношений, умелый и равный подход к людям, дружеское отношение к товарищам скорби снискали ему в очень короткое время симпатии лагерного коменданта и доверие и уважение всех старшин-пленных этого лагеря. Евгений Коновалец стал спикером таборян", - вспоминал Андрей Мельник, который вместе с другими пленными офицерами УСС также находился в этом лагере.
Коновалец совершил побег из лагеря и добрался до Киева. Здесь присоединился к Сечевым Стрельцам Галицко-Буковинского куреня. Позже стал его командиром и принимал активное участие в событиях революции 1917-1921-х годов. Был одним из доверенных союзников Симона Петлюры.
"Евгений Коновалец начал играть весьма значительную роль уже в первых месяцах революции 1917 года. Он показал тогда большой организационный талант, организовав первую сотню "Сечевых Стрельцов". Производил - по сравнению с другими украинцами из Галичины - очень хорошее впечатление. Поражала его скромность и его стремление понять суть революционных событий в Украине и вообще на Востоке. Часто он давал очень практические советы. Работая энергично, Евгений Коновалец достиг своим муравлиным трудом того, что его первая стрелковая сотня скоро развернулась в батальон, а поздней осенью 1917 года это уже был полк в полном боевом составе. Выражая такой большой организационный успех, Евгений Коновалец при своей врожденной скромности не хватался за ранги и не искал высоких назначений", - вспоминал Николай Ковалевский, бывший министр земледелия УНР, в мемуарах "При истоках борьбы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главу политической организации убили с четвертой попытки
После поражения революции, в августе 1920-го, Коновалец возглавил Украинскую военную организацию.
"Авторитет полковника, как ведущего военного политического деятеля, был уже в том времени так велик, что ему повиновались все, даже те, что по причинам политического партикуляризма могли бы относиться к нему с резервом. Силой того же военно-политического авторитета, силой своей могущественной индивидуальности полковник Коновалец сразу стал во главе Украинской Военной Организации, без конкуренции и контркандидатив", - писал один из соучредителей УВО Осип Навроцкий.
С тех пор Коновальцю пришлось жить в Вене, Львове, Берлине, Женеве, Риме и нескольких меньших европейских городах. В Женеве ему помогал церковный и политический деятель Евгений Бачинский.
"Жаловались, что нету средств к жизни, - записал в дневнике Бачинский после одной из встреч. - А у нас думают, что Коновальцы имеют тысячи. В действительности они живут очень скромно и экономно".
"Вечером пришел к нам Е. М. Коновалец. Исхудавший и нервный. Жаловался, что живет, как "бездомный бродяга", как неизвестно за кокую уголовную вину гонимый беженец", - оставил еще одно воспоминание Евгений Васильевич.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинцы создали подпольную военную организацию в Праге
С 1929 Коновалец - председатель Организации украинских националистов.
"Вопрос руководителей никогда не был у нас так острым как под текущий момент. Я абсолютно не вижу человека, который мог бы меня заменить, и это меня очень нервирует и просто подавлает", - писал Коновалец в письме к секретарю ОУН Владимиру Мартынца в 1930 году.
23 мая 1938-го в нидерландском Роттердаме проводник украинских националистов погибает от взрывчатки. Ее агент НКВД Павел Судоплатов принес с коробкой конфет, которые Коновалец очень любил. Проводника похоронили на местном кладбище в Роттердаме.
Деятельность Коновальца вызвала интерес к нему в НКВД. Иосиф Сталин считал Евгения Коновальца своим личным врагом. Еще в течение 1920-х годов произошло несколько покушений на Евгения Коновальца. Их пытались осуществить различные агенты советских спецслужб. А 1933 в Москве под личным наблюдением Сталина был разработан план спецоперации под кодовым названием "Ставка". Исполнителем покушения стал агент советской службы внешней разведки Павел Судоплатов. Поэтому о ходе операции информировали лично Сталина.
Комментарии