На YouTube выложили запись телефонных переговоров диспетчера ЦППЗ (центральный пункт пожарной связи) с диспетчерами ВПЧ (военизированная пожарная часть) ЧАЭС, Иванкова, Полесского, с руководством в первые часы после аварии на ЧАЭС ночью 26 апреля 1986 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Быстро иди домой, закрывай окна и двери, сиди и не выходи" - эвакуация из Припяти
Пожарные прибыли на место аварии на ЧАЭС почти сразу. Первой приехала бригада под командованием лейтенанта Владимира Правика (начальник караула 2-й военизированной пожарной части Управления внутренних дел Киевского облисполкома по охране Чернобыльской АЭС), который умер 9 мая от острой лучевой болезни.
Пожарных не предупредили, что эта авария была чем-то большим, чем обычный пожар, поэтому и о чрезвычайной опасности они не знали.
"Мы не знали много о радиации. Даже те, кто работал здесь, не имели никаких идей. Не было воды в грузовиках. Михаил заполнил цистерну и мы нацелили струю воды на вершину. Затем те мальчики, которые умерли, ушли на крышу - Коля Ващук, Володя Правик и другие... Они поднялись по лестнице... и я уже их никогда не увидел снова", - вспоминал позже один из пожарных, Георгий Хмель.
В первые часы после аварии многие, видимо, не осознавали, насколько сильно разрушен реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для ее охлаждения. Эти усилия были бесполезными, поскольку и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены, но они требовали ведения работ в зонах с высокой радиацией, которые персонал выполнял без защитной одежды. Другие действия персонала станции, такие как тушение локальных пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва водорода, и другие, наоборот, были необходимыми. Возможно, они предотвратили еще более серьезным последствиям.
Огонь тушили до 5 часов утра. В середине четвертого блока его удалось потушить лишь к 10 мая 1986.
Комментарии
23