




Переезжаем контрольно-пропускной пункт "Дитятки" в Чернобыльскую зону отчуждения. Направляемся в город-призрак Припять. По обе стороны дороги раскинулся лес. Ветви многих деревьев покрылись желтыми пятнами. Где-где через заросли видны покинутые сельские дома. Сохранился памятник неизвестному солдату. Между домами бродят двое оленей. Животные услышали гул двигателя нашего автобуса и лениво побрели в глубь леса.
"Здесь есть олени и лошади. Но лучче их наблюдат утром или вечером. Тогда больше здесь ходят", - советует водитель автобуса Василий. Он работает в зоне с 1992.
Начинается "рыжий лес". Это около 10 квадратных километров леса, прилегающего к ЧАЕАС. Сюда выпало больше радиоактивной пыли при взрыве на четвёртом реакторе в 1986-м. Над дорогой виднеются холмы или рвы. После дерева снесли и закопали землей. Так же зарыли несколько сел. Сейчас территорию покрыли новые растения. Проезжаем участки леса, где растут сосны с почерневшими стволами.
"Уже видно пятый и шестой энергоблоки, - показывает водитель в окно. - Они были готовы на 70 процентов. После взриву их перестали строить."
Проходим белый знак "Припять 1970". На въезде в город стоит деревянное распятие Христа. За ним - табличка со знаком радиационного загрязнения. На главную площади города ведет разбитая дорога. Вокруг нее стоят советские постройки. На некоторых еще сохранились вывески с надписями: отель "Полесье", ресторан, Дворец культуры "Энергетик". Туда-сюда снуют туристы. Все с фотоаппаратами, некоторые имеют дозиметры, которые время от времени пищат, потому что показатели отмечали превышение допустимой нормы радиации.
Город порос деревьями и кустарниками. В это время одни сухое и серое ветви. Среди него стоят едва заметные многоэтажки. Деревья время прорастают из бетона и стен. На тротуарах встречается олений помет.
В Припяти пробыли 40 минут. Далее следуем на Чернобыльскую станцию. Саркофаг над 4-м энергоблоком постепенно разрушается. Наряду строят новый в форме арки. На его сооружение Европейский банк реконструкции и развития выделил почти миллиард евро. Территории вокруг укрытия и строительства окружены колючей проволокой.
"Саркофаг будет готов в 2015-м году. Это точно. Пока не было никаких сообщений о задержке в работе", - обещает заместитель технического директора по безопасности Национального агентства Украины по управлению зоной отчуждения Александр Новиков.
Он не высокого роста, одет в темно-синий костюм с надписью "ЧАЭС". Имеет тучное брюшко и редкую бородку на лице. Новиков работает на станции с лета 1986-го года.
"Когда ехал на работу, не было страшно. Потому что был молод и глуп. Было 22 года, - разводит руками мужчина. - Приехал - стало страшно. Увидел разрушенный энергоблок. Это была черная дыра, а вокруг него - белая-белая стена. Жутко . Нас учили, что реакторы не взрываются, а здесь видишь обратное. Затем испугался, когда попал первый раз в Припять. Иду по городу, а детей не слышно. Пусто. Начинал работать дозиметристом. Территорию разбили на 64 точки и мы ежедневно проверяли по них уровень радиации. Затем срывали весь асфальт, слой почвы срезали и вывозили. Как ни странно, но это был мой лучший период в жизни. Понимал, что хорошее дело делал. "
Направляемся в Чернобыль. Здесь обитают самопоселенцы и работники станции. Всего около пятисот человек.
Город аккуратно обустроен. Размещено несколько пятиэтажек, рядом которых встречаются развалившиеся деревянные дома. Улице ходит женщина с ведром и валиком. Она белит стволы деревьев.
"Работаю здесь с 1987-го. Сама живу в Вышгороде. Приезжаю сюда работать 4 дня в неделю. Есть такие, что через 15 дней работают. Мне не страшно. Так дальше до станции страшно", - рассказывает женщина.
Посреди города находится мемориал "Звезда полынь". Его обустроили 2 года назад. Здесь стоит 76 табличек с названиями населенных пунктов, из которых в результате аварии эвакуировали жителей. Из зоны отчуждения выезжаем вечер. На КПП каждого проверяют на уровень радиации на одежде или вещах, проходя через специальное оборудование. Для всех показывает "Чисто".
Комментарии
11