В июле 1933 года советские руководители - Сталин, Ворошилов и Киров пароходом покатались по только что открытому Беломорско-Балтийскому каналу. А уже через год в Союзе начали говорить о проекте реконструкции величайшего строения тогдашней советской эпохи. Канал оказался узким и мелким. По подсчетам историков, во время его строительства погибло 250 тысяч человек. Ожидаемой экономической выгоды по построению 226-километрового канала нет до сих пор. Существует мнение, что строительством канала Сталин хотел увековечить себя по примеру восточных тиранов.
Строительству самого северного в мире канала отвели 20 месяцев - с сентября 1931 по апрель 1933 года. В отличие от Днепрогэса Беломору не выделили ни длинных сроков, ни валюты. Совсем не было бетона и железа - их заменяли земля, камни и дерево. На строительстве не было ни одного трактора и крана. Все работы выполнялись вручную. Природные условия были очень тяжелыми - северные морозы, болота лес и валуны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДнепроГЭС строили сыновья двух царских адмиралов и бывшая графиня
Тогдашние газеты смаковали смешные, по их мнению, подробности: женщины прибыли на строительство в платьях, а им вручили тачки. Из Средней Азии прибыли басмачи и репрессированные ирригаторы - туркмены и таджики - просто в северный мороз. За бесконечными этапами арестантов не успевали строить бараки. Зэков на военный манер называли каналоармейцамы.
Рабочим, которые трудились на общих работах, была установлена ??норма - добыть и вывезти 2 кубометра скальных пород. Иногда их заменяли мерлой почвой. Наибольшую трудность составляли валуны - их охватывали впятером или всемером. Если нельзя было сдвинуть с места - набросали сетки, привязывали их к канатам. Вверху лошади крутили барабаны, которыми валуны извлекались из будущего русла. Часто для подъема тяжелого камня применяли деревянные журавли. "Беломорским Фордомом" называли прямоугольную площадку на колесах, которую тянула пара лошадей. На крутых подъемах тачки с камнями и грунтом подхватывали крючком так называемые "крючники" и помогали вытащить их на поверхность. Пил и топоров сначала не было - деревья обматывались веревками и расшатывались до свержения.
Все дамбы были земляными. Когда сквозь них начала просачиваться вода, было приказано грузить подводы и гонять дамбой лошадей - чтобы уплотнить почву. Стены шлюзов изготовляли из дерева.
Все работы сопровождались пропагандой. Шло соревнование между бригадами. Руководителями бригад назначались уголовники, как социально-близкие новому строю, в отличие от так называемых контрреволюционеров. Ближайшая пекарня была за несколько километров, поэтому часто хлеб привозили черствым. Частыми были случаи, когда уголовники пищу вырывали вместе с миской. Вчерашние хулиганы сразу становились на канале воспитателями каэров - контрреволюционеров.
В январе 1933-го впервые устроили так называемую "штурмовую ночь": люди работали целые сутки. Затем ввели так называемые прорывы - в такие дни рабочие должны были удваивать выработки. Какая-то бригада якобы установила рекорд 850% выработки. После этого ввели "день рекордов". В том же январе 50% аппаратчиков тоже гнали на строительство после основной смены. Тогда же организовали "штурм водораздела" - люди спали на снегу.
В феврале был приказ о запрете свиданий. В апреле - о 48-часовом сплошном штурме.
Тридцать лет спустя берега Беломорканала были все теми же - без бетона. Деревянные ворота шлюзов заменили на металлические. Наибольший пик перевозок был в 1985 году - более миллиона тонн. До сих пор эта отметка не превзойдена.
Во времена царской России было составлено 4 проекта канала. Все отвергнуты из-за дороговизны проекта.
Комментарии
9