вторник, 23 октября 2012 11:54

ДнепроГЭС строили сыновья двух царских адмиралов и бывшая графиня
5

Начало строительства Днепрогэса
Фото: Фото: rybalka.com
Массовой рабсилой стали "зэки"
Строительство, год
Днепрогэс в 1942 году
Разрушенный Днепрогэс, 1943 год

10 октября 1932 года на Днепровской гидроэлектростанции состоялся торжественный митинг по поводу пуска первой очереди станции — пяти энергоблоков.

Днепрогес был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и ученых во главе с Глебом Кржижановским. Планировалось построить 30 электростанций общей мощностью 1,5 млн. квт.

После смерти Ленина горячим сторонником строительства Днепровской ГЭС стал Лев Троцкий. Сталин любил высмеивать "фантазии" своего главного конкурента в борьбе за власть.

— Построить Днепрогэс, — говорил он, — это все равно, что дать крестьянину иглу от патефона без самого патефона.

Впрочем, достаточно много идей Троцкого позже Сталин воплощал в жизнь как свои собственные. Так произошло и с Днепрогэсом. в 1925 году профессор Иван Александров разработал технический проект электростанции. Автором архитектурного проекта был Виктор Веснин. 15 марта 1927-го возле Запорожья взвился красный флаг с надписью "Днепрострой начат".

Кроме выработки дешевой электроэнергии, станция должна была решить проблему судоходства Днепра. Ведь его русло пересекали девять порогов. Ниже были уникальные исторические места — Запорожская Сечь и крепость Кодак. Под затопление попадали 22 населенных пункта. Именно из-за большого количества памятников истории, архитектуры и культуры электростанцию на Днепре не осмелились строить царские инженеры. Но большевиков это не остановило.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вышла книга, рассказывающая о коммунизме от его зарождения до упадка СССР

Строительство сопровождалось огромной пропагандистской кампанией. По всей стране происходили собрания и митинги. Трудящиеся перечисляли в фонд строительства часть заработка. Уже 1 апреля 1927 года в фонде Днепрогэса был 1 млн руб. Однако только импортное оборудование для ГЕС стоило 30 млн. Поэтому большевики прибегли к массовым поборам с крестьян: отбирали скот, зерно и другую сельхозпродукцию. Сооружение велось под эгидой ОГПУ. Самой массовой рабсилой стали "зэки". Рядом с ними работала сельская молодежь, бывшие белые офицеры, анархисты и священники, кулаки и аристократы. Например, в земельно-скальном отделе трудились сыновья двух царских адмиралов и бывшая графиня. Заведовал складом полковник-деникинец, а медицинскую часть возглавляла жена адвоката экс-руководителя Временного правительства Александра Керенского.

Землекопы и чернорабочие были преимущественно из местного населения. Довольно много людей нанимались ради номерка в столовую и места на ночлег в бараке. Дня не проходило без драк, краж, попоек. Милиция по ночам устраивала облавы. Нарушителей дисциплины вывозили за 40–50 км от стройки и там бросали.

Основными орудиями труда были лопата, кирка, тачка и грабарка — подвода, на которой вывозилась почва и доставлялись стройматериалы. Люди вгрызались в землю, долбили каменные глыбы, и метр за метром отвоевывали место для ГЭ С.

О технике безопасности никто не заботился, поэтому рабочие часто погибали, получали травмы, неизлечимые болезни. Как-то на укладку бетона поставили 16–20-летних девушек. Они должны были утаптывать его босыми ногами. А, чтобы увеличить вес " топтунов", им на плечи клали мешки с камнями.

Часто случались аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили — 60 тыс.

Репрессии, прокатившиеся по стране, не обошли и Днепрогэс.

В конце 1930-го разразился "процесс Промпартии". Газеты  сообщали о раскрытии подпольной шпионско-диверсионной организации, которая якобы действовала с 1926 года. После суда над " промпартийцами" на Днепрострое прошла волна митингов. Выступающие благодарили "бдительных чекистов", клеймили "преступную банду" и клялись еще лучше работать на благо Родины.

Впрочем, начальник строительства Александр Винтер пытался заботиться о людях. Параллельно с ГЭС сооружались жилые дома, кухни, хлебзаводы, детские садики, столовые, бани. Провели водопровод и канализацию.

У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. Когда же за ней ехали в окрестные села, Винтер отправил телеграмму правительству УССР: "Прошу запретить продажу водки во всем районе". У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

Если место под станцию готовилось практически вручную, то позже появились механические мастерские, лесопильный, бетонный, компрессорный и кислородный заводы, транспортное хозяйство. За годы сооружения ГЭ С рабочие вынули и переместили 8 млн кубометров грунта, уложили 1,2 млн кубов бетона.

Винтер предложил сократить количество гидроагрегатов с 13 до 9, но увеличить их мощность. Так и сделали. Использовали  американские турбины по 60 тыс. квт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Гарвардском университете выдадут атлас Голодомора

Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября.

— Я никогда не забуду минуты, когда монтаж машин Днепрогэса был закончен и Винтер взялся за рубильник, чтобы пустить первый ток, — вспоминал американский консультант Хью Томпсон. — Я сказал ему: "Мистер Винтер, суп готов". На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю.

На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б)У Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс.

Из воспоминаний свидетеля, "два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!"

После завершения строительства Винтера избрали академиком АН СССР, хотя он не имел опубликованных научных работ. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: "Достаточно того, что он построил Днепрогэс".

Станция была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 м, высота — 60 м, радиус дуги — 600 м. "Построение Днепровской станции является триумфом техники, которым могла бы гордиться каждая страна", — писала американская газета "Нью-Йорк ивнинг пост".

На базе Днепровской ГЭС выросли заводы "Коммунар", листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. В 1939 году станция вышла на проектную мощность, а Запорожье стало областным центром.

 

18 августа 1941 года немцы бросили на прорыв у Запорожья танки и мотопехоту. По мосту через старое русло Днепра они прорвались на остров Хортицу и начали обстрел защитников Днепрогэса.

Сталин приказал вывести из строя оборудование станции и дамбу. Поэтому работники ГЭС переключили генераторы на самосожжение и затопили машинный зал. Подрывом дамбы руководил присланный из Москвы заместитель наркома Михаил Первухин.

Военный транспорт и люди, находившиеся на дамбе, погибли. Через образованную пропасть хлынула вода. Почти 30-метровая лавина смывала все на своем пути: несколько враждебных переправ, нацистские подразделения, находившиеся в плавнях. Также нашли смерть более 20 тыс. красноармейцев и мирных жителей.

Немцы позже починили дамбу, установили свои турбины и вырабатывали ток. А отступая в декабре 1943 год, пытались взорвать ГЕС, заложив 66 т взрывчатки. Но им помешали быстрое наступление советских войск и группа саперов. Они вырезали несколько метров кабеля, который вел к взрывному устройству.

На Нюрнбергском процессе представители СССР утверждали, что Днепрогэс взорвали немцы.

Сейчас вы читаете новость «ДнепроГЭС строили сыновья двух царских адмиралов и бывшая графиня». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

8

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть