"Имеет волосы русые, остриженные по-шляхетски, русые усы, бороду чисто выбритую. Лоб широкий, открытый, глаза большие серые, нос большой горбатый. В нижней челюсти выбиты два передних зуба. На лбу и висках по два синявых рубца — следы клеймения, которое делают преступникам после наказания кнутом. Вдоль спины — очень заметные полосы от кнута. Большой рубец над правой лопаткой и по одному — на обеих ногах от каких-то ран. Телосложение крепкое", — записал уездный штабс-врач Летичева — теперь Хмельницкая область — Иван Дроздов 23 октября 1835-го во время осмотра тела 48-летнего Устима Кармалюка.
Он полжизни держал в страхе окрестные села. Ограбил больше тысячи имений. Через его отряды прошло около 20 тыс. крестьян. Кармалюка ловили, судили, отправляли в Сибирь. Надеялись, что сгниет в кандалах — смертного наказания в Российской империи тогда не было. Но тот всегда убегал и возвращался на родные земли.
В ноябре 1833 года в селе Галузинцы создают специальную комиссию. Ее задача — выследить Кармалюка. После очередного ограбления в конце лета 1835-го полиция выходит на след его соратников. Арестовывают несколько десятков человек. "Главнейший же из сих злоумышленников начальник известный Кармалюк с товарищем Андреем при преследовании ушли и не пойманы", — пишут в рапорте.
Среди задержанных — житель села Каричинцы-Шляховы— теперешнее Волоское— Прокопий Процкив. На допросах он открещивается — мол, никогда не знал Кармалюка. Тогда полиция берется за его сестру Варвару и жену Оляну.
— Поможете поймать Кармалюка — вам ничего не будет угрожать, — обещают. А еще привлекают священника. Тот пугает, что отлучит женщин от церкви, если откажут в сотрудничестве.
Поздней ночью Кармалюк приходит к дому Процкива. Оляна выходит во двор.
— Почему Прокопа не отпустили? — допытывается гость.
— Его очень оговорили, — трясется женщина.
— О чем тебя спрашивали?
— Кто напал на пани Поплинскую.
— А ты что отвечала?
— Что ничего не знаю.
— Ну и хорошо. Передай моим ребятам, что пора уже проучить Кузьминского и старого пса Волянского. Чтобы знал, как садить моих людей в остроги. Я завтра еще зайду. Приведешь Юрка Самкова, поговорить нужно.
На утро Оляна бежит к шляхтичам. Те посылают записку в местную полицию. Но капитана на месте нет, письмо попадает в руки 18-летнего Федора Рутковского. Решают сделать засаду в доме Процкива.
— Заберите все ружья, все веревки, — убеждает полицая Волянский. — Только поймайте, только не выпустите его. Мы будем перед самим царем хлопотать о награде для вас, если избавите нас от этого чудовища!
— И не надейтесь на веревки! — наставляет Кузьминский. — Он их рвет, как солому. Пулей, пулей берите его! Об этом меня особенно просил господин исправник! За это вас не будут судить.
Ищут помощников. Все отказываются иметь дело с Кармалюком. В конце концов соглашаются повар, лакей, мельник и два шляхтича. Двое садятся на печи в доме. Трое вместе с Рутковским — в сенях. На рассвете слышат стук в окно.
— Юрко есть? — с порога спрашивает Кармалюк.
— Был, но ушел недавно, не дождался, — обманывает женщина.
— Кто там? — слышит шорох в сенях.
— Это овцы. Варка, выпусти овец, уже светает! — зовет Оляна.
— Поспать бы мне.
— Заходи, отец.
Кармалюк переступает порог и видит Рутковского. Берется за пистоль, но Федор стреляет первым. Устим погибает на месте. Пересказывают, что полицай стрелял не пулей, а серебряной пуговицей — потому что только так можно убить колдуна-характерника.
Тело несколько дней возят по селам под охраной солдат. В Летичеве его показывают тюремным узникам. Хоронят за городским кладбищем, без попа, креста и гроба. А в судебных бумагах появляется запись: "Сим образом кончил жизнь свою славный злодеяниями Кармалюк, наказанный три раза шпицрутеном и три раза кнутом, столько же раз бежавший с каторжной работы, непокоивший многие годы здешнюю округу, имевший чрезвычайные и даже неимоверные почти связи, сделавшийся, сказать можно, водрузителем всего зла и сим ввергнувший многих простолюдинов в пагубу и в самое даже суеверное всеобщее о его силах и могуществе мнение".
Император Николай I приглашает Рутковского на аудиенцию в Санкт-Петербург, дарит золотой перстень. К суду привлекают почти 3 тыс. повстанцев. Родственники Устима вынуждены отказаться от своей фамилии. Большинство меняют ее на Карман. Опять станут Кармалюками только в 1950-х. Тогда его родное село Головченцы переименуют на Кармалюково — теперь это Жмеринский район Винницкой области.
4000 ударов шпицрутенами и 227 — кнутами выдержала спина Устима Кармалюка за его жизнь. Его трижды клеймили как опасного преступника. Восемь раз убегал из тюрем и ссылок.
У Устима Кармалюка было две жены и по меньшей мере две любовницы
"Кармалюк — гарний хлопець, де по світу ходить, не їдную дівчиноньку із розуму зводить. Не їдную дівчиноньку, не їдную вдову, щасливую, вродливую, та ще й чорноброву", — поется в народной песне.
Впервые Устим Кармалюк женился в 1806-м. Ему было 19, невесте Евдокие Ясишиной — 18. Через три года она умерла. Оставила на мужа сына Ивана и дочь Настю. Еще через два года женился во второй раз — на Марии Щербань, на три года младшей. Имели трех сыновей — Остапа, Ивана и Тараса.
До 1812 года Кармалюк жил обычной крепостной жизнью. Однажды работал в поле и увидел, как кони понесли бричку пани Розалии, жены помещика Иосифа Пигловского. Кармалюк ринулся наперерез и спас женщину. Она решила отблагодарить собой. Когда пан узнал, отдал Устима в солдаты. По другой версии того рекрутировали за то, что украл кусок воска из церкви. Чтобы избежать службы, выбил себе передние зубы. Врачебная комиссия отправила Кармалюка домой. Но пан настоял, и его таки забрали в армию.
С того времени начинается грабительская жизнь Кармалюка, аресты и побеги. Каждый раз возвращается домой. Шьет детям сапожки. Даже после смерти при нем найдут котомку с гвоздями для обуви. "Устим на степях выбрал себе место для проживания, познакомился с тамошними жителями, бывал у них за кума, купил там корову для семьи и намеревался на зиму засеять и под осень хотел всю семью забрать и велел овцы продать", — как-то рассказывает женщина на суде.
В 1826-м у Кармалюка появляется любовница Магдалена. Через ее мужа трактирщика Василия Добровольского сбывает награбленный товар. Говорят, что тот не против романа. Как-то Устим и Магдалена сидят в одной тюрьме. Чтобы увидеться с женщиной, Устим выламывает двери своей камеры.
Еще одна любовница — Мария Остапнюкова, так называемая Рекрутка. Ее поймали и прошлись пять раз по спине кнутом — за то, что "жила в блуде с преступником Кармалюком".
Комментарии