"Когда наступит ноябрь месяц, сразу же их князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, которое называется "кружением", — описывает сбор дани киевскими князьями с подвластных племен византийский император Константин Багрянородный. — Кормлячись там на протяжении всей зимы, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются они в Киев".
На полюдьекнязь сначала ехал на запад, оттуда возвращались на север и северный восток, дальше на юго-восток и потом возвращались в Киев. То есть двигался по кругу, потому и пишет император, что полюдье — "кружение". Недовольные поборами древляне в 945 году взбунтовались и убили Игоря.
Вскоре деревлянский князь Мал, чтобы помириться, отправил к Игоревой вдове Ольге около двух десятков послов-сватов. "И понесли их в лодии, — пишет "Повесть временных лет". — И принесли их во двор к Ольге, и как несли, так и ввергли из лодий в яму. И, к ним, склонившись, рече Ольга: "Добра ли вам честь?" И они ответили: "Хуже нам, чем Игорева смерть". И велела засыпать их живьем".
Пришло второе посольство. "И мытницу (баню. — "ГПУ") хорошо натопили, и, забравшись в нее, древляне стали мыться. И закрыли мытницу за ними, и сжечь ее велела Ольга, и там все они сгорели". А дальше возглавленное ею войско сожгло древлянскую столицу. "И когда взяла огород Искоростень — сожгла его, и старейшин города сожгла, и других людей тех перебила".
Княгиня Ольга мстила за смерть мужа, и в этом по тем временам не было чего-то необычного. Но почему так странно и жестоко? Потому что казнь древлянских послов провели в форме языческого обряда захоронения. А Ольга, руководившая этим, фактически была верховной жрицей.
В дохристианской Руси умершего хоронили в лодии. На ней он якобы пересекал реку мертвых. Она соединяла земной мир с потусторонним. По ней души умерших направлялись в места вечного отдыха.
Такой способ захоронения арабский писатель Ибн-Фадлан наблюдал в 921 году: "В день похорон достали лодку на берег, оперли на подпоры, а вокруг поставили идолов в форме людей. На лодку поставили скамью, застелили коврами, греческим шелком и выложили шелковыми подушками, а сверху над ней сделали палатку. Это делала баба, присматривавшая все эти приготовления, она же забивает девушку. Ее зовут "ангелом смерти". Покойника одели как можно богаче". Людей приносили в жертву, когда провожали на тот свет князя или воинов-дружинников. Убив, их тоже сжигали на погребальном костре.
Византийский историк Лев Диякон видел, как погребали погибших русских воинов князя Святослава во время войны 968–971 года в Болгарии: "Они положили их перед стеной, разожгли много костров и сожгли, заколов при этом, по обыкновению предков, много пленных, мужчин и женщин".
Сжигание послов в мести Ольги древлянам было таким же жертвоприношением. Ведь в "том мире" князю должны были служить подданные — слуги, рабы и наложницы. И сжигание столицы древлян Искоростеня также было жертвой. И одновременно погребальным костром на могиле убитого князя Игоря.
Расправой над древлянами княгиня исполнила огромный по размаху обряд захоронения, не проведенный соответствующим образом во время убийства мужа. А душа непохороненного или похороненного покойника без надлежащего обряда, по тогдашним верованиями, живым не давала спокойно жить.
Владимира Великого посреди лета погребали на санях
Князь Владимир Мономах незадолго до своей кончины 1125 года "на санях, сидя" писал свое "Наставление детям". Властитель Руси так пытался подчеркнуть, что он уже старый и чувствует приближение смерти. Но почему "на санях, сидя"? Потому что умерших в Киевской Руси, кроме лодии, хоронили также в санях. На них везли гроб на кладбище, несмотря на время года. Так, когда в июле 1015-го умер князь Владимир Великий, "на сани возложили его, и повезли, и поставили его в церкви Святой Богородицы, которую он сам и построил".
Комментарии
5