Счет с помощью черточек начали использовать до изобретения письма, по крайней мере 5 тыс. лет тому назад. Условными знаками служили также зарубки на деревьях, узлы, шнуры.
Завязывание узелков на память, пометки зарубками на дверных косяках роста ребенка дожили в украинских селах чуть ли не доныне. Еще до коллективизации хозяева мелом или угольком на дверях или стенах амбара помечали черточками, сколько собрали мерок зерна. Сравнивая черточки двух лет, определяли урожайность.
Карпатские горцы — гуцулы и лемки — до начала XX в. вели счет, нанося ножом на палку или дощечку засечки-зарубки. Такие отметки называли ровашами или " хлопским письмом" — то есть крестьянским, простонародным. Пастухи так помечали количество скота, переданного хозяевами. А сельский во йт, такой же необразованный, на своей палке разными зарубками записывал, сколько дней в году тот или другой житель села отбыл общественных работ — на строительстве и ремонте дорог, мостов, дамбы. Таким же способом отмечал, сколько земельных споров уладил между крестьянами и сколько за это получил.
Зарубки ставили и на дощечках-бирках, чтобы зафиксировать события, которые нужно было долго помнить. Батракам на 10-сантиметровой бирке-дощечке работодатели вырезали количество рабочих дней, выплаченых денег, выданных лаптей, соли, табака. На краю дощечки хозяин делал дыру. Бирки всех рабочих нанизывал на шнурок или проволоку, и получалась своеобразная книжка счетов.
Дополнительно делали копию бирки. Ее расщепляли по длине пополам — полученные части называли купоном. При складывании половинок зарубки должны были совпадать. До Первой мировой войны в галицких судах такие дощечки- роваши принимали во внимание как доказательство при рассмотрении споров между работниками и работодателями.
Комментарии