"Добрый вечер добрым хозяевам! Пустите погреться! Мы не сами и дем — мы козу ведем!" — просится в Щедрый вечер в дом ватага ряжены х.
Вваливаются хлопцы, переодетые в бабу, врача, цыгана и цыганку, еврея-лавочника. А старый "дед" с длинной белой бородой из клочьев на красном аркане ведет "козу": хлопца в вы вернутом мехом наружу тулупе или покрытого дерюгой. Ему сделали деревянную маску, которая напоминает козью морду с подвижной нижней челюстью и с бородкой. Уши — из колосков, украшенных лентами, глаза — из пуговиц. К рогам прицепили колокольчики, а на шею — бусы.
Обходы ряжены х с "козой" в канун старого Нового года когда-то происходили по всей Украине.
— Коза и переодетая вот так бры кае тся, все х рогами колет, — рассказывает Анастасия Ющенко, переселенка из села Разъезжая Чернобыльского района Киевской области. — И хвости ком дры гает так смие шно! Ей накре ст палки положат, и она танцует, ступая между ними. И красиво вы ходит. А усие сме ются: "Поскач, козо -небого! Даст тебе хозяин пол золотого!"
В дохристианские времена у многих народов коза была символом плодовитости и размножения всей живности. С тех пор и дошла песня, что поют ряженые в доме:
Где коза ходит
Там рожь родит!
Где коза ногой
Там рожь копной!
Где коза рогом
Там рожь стогом!
Где коза хвостом
Там рожь кустом!
Дальше "коза" начинает спотыкаться, падает и якобы умирает. Все по ней голосят, особенно убивается "дед". Появляется " ле карь, киевский апте карь". "Надувает козе жилу", и та оживает.
Эта комичная сценка в древнейшие времена была языческим обрядом, который символизировал возрождение сил природы в новом году.
Напоследок ряженые желают хозяевам счастья и достатка. В сумку ме хоноши хозяева бросают колбасу, пироги, печенье, орехи. Все подарки на протяжении года должны вернуться сторицей.
— У нас и сейчас парни ходят с козой, — говорит 39-летняя Нина Мартынюк из села Грудки Каминь-Каширского района Волынской области. — Поют, а коза выплясывает.
Комментарии