Ексклюзивы
четверг, 23 апреля 2020 07:30

"Когда приеду, буду отдыхать до самой зимы. Не возьму ни машинку, ни перо"

 

— Григорий Михайлович, вы на мне женились бы? — спрашивает завуч школы города Каменка-Бугская Львовской области 24-летняя Елена Черненко у учителя украинского языка Григория Тютюнника. Он на пять лет старше. Провел ее домой после работы. Прошел дождь и везде были лужи. Поэтому обувь и ноги женщины промокли. Заметив это, гость стал на колени и начал растирать ступни.

— Надо подумать немного. Может, и женился бы, — отвечает ей.

Оба не местные. Приехали работать по направлению после института. Она родом из поселка Чернобай - теперь райцентр на Черкасщине, он - из села Шиловка на Полтавщине. Привез старый чемодан с книгами и один костюм. Вечерами за шатким столиком в спальне пишет стихи и рассказы.

"Его жилище было похоже на мансарду из двух небольших комнат с каморками по бокам, — вспоминал о жилье Григория Тютюнника в Каменке-Бугской его брат Григор. — В ветреные зимние дни стояла стужа. Все там скрипело: ступени деревянные узенькие, которые вели на второй этаж, пол, даже каморки. Из мебели сильнее всего запомнились большой разбитый диван, обтянутый красным бархатом, может еще дореволюционного тканья, и большое зеркало с желтыми пятнами по краям".

Через несколько дней после предложения учительницы Григорий Тютюнник приходит к ней домой и спрашивает:

— Так ты за меня выйдешь? Потому что зарежу, как козу.

— Ну, если выбирать между козьей смертью и женитьбой, то я согласна, — отвечает Черненко.

Едут в село Чернобай сообщить о браке родителям Елены.

— Григорий, ты и лучшую мог бы выбрать, — говорит ее мать.

- Да разве это я? Это она мне предложение сделала! — говорит Тютюнник.

Григорий и Елена женятся. Детей не имеют. Полностью отдаются работе. Она возглавляет районный отдел образования, а затем школу. Муж много пишет.

Все чаще вынужден откладывать работу из-за плохого самочувствия. Беспокоит осколок в груди, который получил во время войны.

"С апреля 1949-го мы начали борьбу за его жизнь, — вспоминала Елена Черненко. — Стал двигаться осколок по краю легкого и подорвал могучее здоровье Григория. Операция, еще одна, и еще. Пока в 1953 году не вынул осколок Амосов (хирург Николай Амосов, который создал в Киеве первую кафедру грудной хирургии и клинику сердечной хирургии. — ГПУ). Но функции организма были подорваны".

Раны от операций не заживают. Жена ежедневно делает перевязку.

"Я как журавль, стою на одной ноге и выглядываю на восток: скоро ли полечу в свой родной край? Когда приеду, буду отдыхать до самой зимы. Не возьму ни машинку, ни перо", — пишет в письме матери Григорий Тютюнник.

Становится редактором отдела прозы литературного журнала "Жовтень" и сосредотачивается над романом "Вир(Водоворот)" — о войне. Дает почитать и советуется по содержанию с женой. Переписывает тексты по ее рекомендациям. Прислушивается и к советам брата Григора, который приезжает в гости.

"Григорий с ним буквально не расставался. Мы с Еленой Федотовной на работе, а братья все оба, вместе. Даже когда Григорий садился писать в саду, где оборудовал рабочий кабинет на природе, Григор от него не отходил, — вспоминала Екатерина Короць. — То ходят по городку, то над Бугом. Часто рыбачили, а зимой и на лыжи становились. И вот однажды, спускаясь с горки возле второй школы, Григорий упал и очень ударился грудью. Так, что Григор еле оттер его".

Первый вариант "Водоворота" не позволяет печатать секретарь парторганизации союза писателей Михаил Тарнавский. Чиновник на каждой странице рукописи, делает зачеркивания и глумливые приписки "Да неужели?", "Ха-ха!", "Ну и загнул!", "И как это выходит?"

Издать первую часть "Водоворота" помогает редактор издательства "Советский писатель" Анатолий Димаров. Произведение становится популярным, об авторе начинают говорить, как о хорошем писателе.

"Когда он приехал в Киев, мы пошли на склоны Днепра, — писал в автобиографической повести "Прожить и рассказать" Анатолий Димаров. — Он рассказал о работе над второй частью и поделился окончанием третьей. Я был поражен эпизодом и сказал: "Пиши, Григорий, пиши!" А он глухо молвил: "Если Бог даст еще несколько лет, то — напишу".

В конце августа 1961-го Григорий Тютюнник получает четырехкомнатную квартиру в новой "хрущевке" во Львове. Жена Тютюнника приглашает соседей на новоселье.

— Вы еще молодые, у вас ничего к столу и не найдется, а отметить надо, — говорит она.

Сходится более десятка мужчин. Большинство — писатели.

— Вот отпразднуем новоселье — и за работу, — говорит Григорий Тютюнник. - У меня замеры - дай Бог силы. И прошу не заходить ко мне, пока работаю.

В свободное время гуляют компанией на пустыре, где начинают возводить стадион для футбольного клуба "Карпаты", в Стрыйском парке.

"Как-то захотелось холодного пива и пошли на Академическую (теперь проспект Шевченко во Львове. — ГПУ). Еще кого-то встретили, остановились, болтаем, - вспоминал писатель Николай Петренко. — Вот группа девушек-эмансипанок (женщины, которые хотели равных прав с мужчинами. — ГПУ), их и тогда хватало. Что-то говорят громко, закуривают. И тут такое: Григорий протягивает руку, берет у девчонки изо рта сигарету, разминает в ладони. Так девчонка дернулась, возмутилось - однако только ртом заплямкала: такой страшный вид был у Григория".

Редакции журнала "Жовтень" сообщают, что в Киеве хотят выдвинуть Григория Тютюнника с его "Водоворотом" на соискание Шевченковской премии. Коллеги поздравляют писателя, он приглашает домой отпраздновать. После посиделок ему становится плохо.

"Посреди ночи наш только что заселенный дом содрогнул ужасный крик Елены Федотовны, — писал Николай Петренко. — Действительно беда. В доме еще никто не родился, а уже один умер".

Воевал в партизанском отряде

1920, 23 апреля — в селе Шиловка — теперь Зеньковский район на Полтавщине, родился Григорий Тютюнник. Воспитывала мать учительница. Отец был плотником, бросил семью еще до рождения сына.

1938 — стал студентом литературного факультета Харьковского университета.

1941 - добровольцем идет на фронт. Дважды получает ранения. Попадает в немецкий плен, убегает. Служит в партизанских отрядах на территории Кировоградской области и Чехословакии.

1947 — оканчивает университет и едет в Каменку-Бугскую на Львовщине, работает учителем украинского языка.

1949 — женится на Елене Черненко. Начинает болеть из-за осколка со времен войны в легких.

1950 - издает сборник рассказов "Зоряні межі (Звездные границы)", в 1960-ом - роман "водоворот".

1961, 29 августа — во Львове умер Григорий Тютюнник. Похоронен на Лычаковском кладбище.

В следующем году издали вторую часть романа "Водоворот", которую нашли дописанной и сложенной на его рабочем столе. В 1963-ем Григория Тютюнника избрали лауреатом Шевченковской премии посмертно. Жена Елена прожила до 2009 года.

Сейчас вы читаете новость «"Когда приеду, буду отдыхать до самой зимы. Не возьму ни машинку, ни перо"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть