




"Борж" с грузинского — крепостная стена, "оми" — война. В Боржомском ущелье в центре Грузии войны шли часто. Местные считали горы своей твердыней и строили на них сторожевые башни. Военные первые узнали о лечебных свойствах воды из здешних источников.
По легенде, воины подстрелили в лесу оленя. По кровавым следам долго его преследовали. Раненое животное вскочило в один из источников. А когда оттуда выскочило, раны затянулись. Олень исчез с глаз преследователей в боржомском лесу.
В конце 1820-х в Боржомском ущелье стоял Херсонский гренадерский полк. Солдаты расчистили загрязненный источник с теплой, со специфическим запахом, водой. У полковника херсонцев была болезнь желудка. Когда начал пить боржомскую воду, быстро вылечился.
Близ источника натянули палатки. Сюда отправляли раненных солдат и тех, кому нужно было восстановить силы после походов. Ванны принимали в выкопанных просто в земле ямах. В 1850 году аптекарь боржомского военного лазарета воду с удивительными свойствами разлил в 1300 овальных пол-литровых бутылок и повез на продажу в Тифлис — так называли теперешнюю грузинскую столицу. И уже через 10 лет о лечебной воде из Боржомского ущелья знали не только на Кавказе, но и в столичном Петербурге.
В 1862-ом российский император Александр III своим наместником в Закавказье назначил брата — великого князя Михаила Романова. Тот в Боржоми построил себе летнюю резиденцию. А пробы здешней воды отправил для исследований в Петербург. Ответ оттуда был такой: вода вулканического происхождения, насыщенная 60 микроэлементами и природным углекислым газом, достается на поверхность из глубины 1500 м. А по составу и лечебным свойствам похожа на воду из источников во французском Виши.
Романов строит в Боржоми курорт. С размахом — чтоб был не хуже европейских. Вслед за царской семьей моду ездить "на воды" в Боржоми подхватили аристократия и богема. От Тбилиси добирались фаэтонами, запряженными четверкой коней. Поездка длилась 9 ч. Чтобы ускорить путь, Михаил Романов проложил до Боржоми железнодорожную ветку.
"Вот уже две недели я в Боржоми, — писал композитор Петр Чайковский в 1886 году в письме другу. — Скажу Вам, что это одно из самых хороших мест, которые я когда-либо видел... Все здесь так хорошо, что я совершенно влюблен в Боржоми... Ей-богу, я лью слезы восторга от красот, на которые наталкиваюсь на каждом шагу".
Российская писательница Зинаида Гиппиус первая применила боржоми для омоложения кожи. Утром и вечером протирала ею лицо. В письмах подругам писала, что помолодела на 10 лет.
В 1890-ом в Боржоми начал работать первый завод по разливу минеральной воды, а затем и электростанция. Специально отправленный сюда химик разработал метод, чтоб "боржоми" в бутылках не теряла своих лечебных свойств. Ее насыщали природным углекислым газом.
Первые бутылки "боржоми" были из темно-зеленого стекла — похожие на теперешние из-под шампанского. Сначала каждую наполняли вручную.
"Боржоми" с брендовой уже и при СССР красно-белой этикеткой с нарисованными горами и кипарисами была лидером среди советских минералок.
Употреблять ее советовали чуть ли не от всех возможных болезней. Детей, больных ангиной, например, заставляли пить подогретую "боржоми".
В книжке "Домоводство" 1976 года советским хозяйкам советуют, как готовить праздничную летнюю окрошку. Сладкий квас нужно в ровных пропорциях смешать с "боржоми". Добавить нарезанные огурец, редиску, вареную картошку и докторскую колбасу. Заправить сметаной, хреном и горчицей.
Для приготовления будничного холодника достаточно было прокипяченной отстоянной воды.
минеральной воды разлили в 1900-ом на Боржомском заводе. В начале 1980-х в СССР продавали около миллиона бутылок "боржоми" ежедневно
Комментарии