
Он — один из столпов современной музыки: Шенберг, Стравинский, Хиндемит и Барток.
Говорят, музыка Бартока повлияла на теорию относительности Эйнштейна. Возможно. Ведь Барток изучал "относительность" фольклора. Собрал по миру больше 30 000 песен и доказал, что напевы разных народов в своей основе одинаковы. То есть фольклор на первобытно-глубинном уровне принадлежит не какому-то народу, а человечеству.
Стало быть, наши лучшие в мире песни — не совсем наши. За что же нам уважать этого Бартока?
В 1892 году в Надьселлеше 11-летний Белла сыграл собственное произведение "Течение Дуная". И о нем написала как о гении местная газета. Надьселлеш — наш нынешний Виноградов на Закарпатье. Тот городок был его первым опытом и доказательством относительности отчизны. То есть великий венгр — относительно "наш".
Сам он себя видел венгром. Но настоящую ностальгию почувствовал лишь во время войны. Тогда закрывались границы, и крестьянские песни, в том числе и наши, собирать было невозможно.
Говорят, музыка Бартока повлияла на теорию относительности Эйнштейна
В 1929 году в интервью харьковской газете он говорил: "Я заметил, что в старину украинская Коломыя имела большое влияние на определенную группу венгерских песен". А он разбирался в этом. Еще в 1907 году в Трансильвании нашел много мелодий, о существовании которых там никто и не догадывался. Он и его приятель Кодай изобрели сравнительный фольклоризм, посредством которого позже доказано родство старинных китайских и венгерских мелодий.
Страсть коллекционера у Бартока с детства. Он постоянно собирал бабочек, боготворил звездное небо. В юности мечтал стать пианистом-виртуозом. Уже тогда о нем писали: "Он гремит на фортепиано, как маленький Юпитер".
В 1916 году Ласло написал балет "Деревянный принц". Там есть влюбленные — принц и принцесса, но фея им творит преграды. Принцесса влюбляется в деревянную куклу. Впоследствии она разлюбила куклу и снова полюбила принца. Но он оскорблен. Она, по?видимому от отчаяния, лысеет. И вот такую — лысую — он ее снова полюбил. Вот вам теория относительности, проверенная любовью.
Сам Барток был впечатлительным, склонным к пессимизму. Но стоило напомнить о балете "Чудесный мандарин" — и он становился веселым.
Сюжет балета таков. Большой город. Трое бродяг принуждают Девушку заманивать в дом мужчин, чтобы потом обкрадывать их. Первая жертва — Старый Ловелас, но у него нет денег, и бродяги выбрасывают его на улицу. С Юношей — то же. Наконец появляется Мандарин. Девушка для него танцует, и в его старом теле просыпается страсть, он начинает преследовать Девушку. Бродяги отбирают у него деньги и трижды его убивают. Но все напрасно: Мандарин каждый раз встает и продолжает преследовать Девушку. Пораженная Девушка отвечает на его страсть. И только тогда Мандарин умирает...
Почему его так веселил этот сюжет? И сколько раз он сам так умирал и оживал?
Посвятил жене оперу "Замок герцога Синяя Борода", после чего брак распался
В 1902 году Барток писал матери по поводу своей симфонии: "...в adagio всегда должна быть любовь; здесь же о любви речь не идет. Говорят, чтобы суметь написать adagio, нужно пережить (что?! по-видимому, любовь или то, что с ней связано: разочарование, увлечение, боль). В это последнее, то есть во влияние переживаний на качество композиции, я не верю. Я уже всякое пережил, и талант у меня есть (во всяком случае, так говорят), следовательно, согласно с вышеупомянутым правилом, я должен был бы написать хорошее adagio".
Это написано до того, как он пережил свое "адажио" в реальной жизни. Его первая несчастливая любовь— к венгерской скрипачке Штефи Гайер — появилась в 1907 году. Перед тем Барток бросил писать музыку, но теперь снова начал. Он придумал "Лейттему Штефи Гайер" — мелодию, которая состоит из четырех нот, двигающихся вверх. Эта лейттема есть в большинстве его произведений 1907–1908 гг. Тогда он посвятил Штефи Скрипичный концерт. Сама она его не исполняла, но и другим не позволила — около 50 лет он лежал в архиве Гайер и прозвучал лишь после ее смерти.
А он сам оживал еще по крайней мере дважды. В 1907 году в класса Бартока, который только что стал профессором консерватории, поступила Марта Циглер — 14-летняя дочка полицейского чиновника, очень музыкальная и начитанная. В следующем году Барток посвятил ей эскиз для фортепиано "Портрет девушки". Еще через год он привел ее домой и сказал матери: "Это моя жена". А в 1911 году Барток посвятил жене оперу "Замок герцога Синяя Борода", после чего брак распался.
Знал десять европейских языков, изучал турецкий, арабский, хинди
В 1920-х в классе Бартока появляется пианистка Дитта Пасторе. Они поженились в августе 1923 года. Родился сын Петер. Дитти Барток посвятил много произведений. Они выступали фортепианным дуэтом, вместе выехали в США.
В 1929 году Барток был на гастролях в Харькове и Одессе, в 1936-м — в Западной Украине. Он имел все существующие издания украинских песен и ссылался на них в своих исследованиях.
Помогал ему в этом наш Филарет Колесса. Они оба изучали сходство и характерность украинской, венгерской и румынской песни. Барток знал десять европейских языков, изучал турецкий, арабский, хинди. А с Колессой они переписывались по-немецки. Барток писал: "Я обеспечен словарями всех восточноевропейских языков, за исключением украинского, польского, турецкого и албанского. Двумя последними не занимаюсь, польский легко получить, следовательно, украинский самый важный".
Уже тяжело больной Барток создает обработку украинской песни, которая начиналась словами "Я купив на ярмарку ячмінь?". Он закончил ее в феврале 1945 года, за семь месяцев до смерти. Это была его последняя в жизни обработка. За день до смерти, придя в сознание, он сказал: "Жаль, что я должен уйти с полным чемоданом". В том чемодане были и 80 украинских песен, так и не опубликованных.
25 марта 1881 — родился в местечке Надьсентмиклош, Трансильвания, в семье директора сельхозучилища и учительницы
1903 — первые самостоятельные произведения и начало сбора фольклора
1907 — профессор класса фортепиано Венгерской музыкальной академии
1916 — балет "Деревянный принц", начало признания
1912–1914 — почти не пишет музыки, собирает фольклор Центральной Европы и Северной Африки
После 1918 года исполняются его опера "Замок герцога Синяя Борода" и Второй струнный квартет, которые принесли Бартоку европейское признание
1940 — эмигрирует в США
26 сентября 1945 года умер в Нью-Йорке, не дописав 17 тактов Третьего фортепианного концерта
Комментарии