74-летний Василий Савко из села Малый Раковец Иршавского района Закарпатья в 22 года заболел туберкулезом легких. С женой Марией поехал на заработки в Казахстан. Местные ежедневно поили мужчину кобыльим молоком. Благодаря кумысу он выздоровел и забыл о болезнях.
— В Ужгороде меня обследовали, сделали рентген легких и обнаружили на них два очага болезни, — вспоминает Савко. — Врачи сказали: туберкулез. Выписали лекарства, уколы. Дома все принимал, но улучшения не было.
Савко не мог есть, худел на глазах. В 22 года весил 42 кг
— Василий был худым, как щепка, — добавляет жена Мария, 72 года. — Одни кожа да кости.
Добавляет: в то время в село приехал вербовщик из Казахстана. Набирал людей на работу. Жена согласилась ехать, потому что нужны были деньги. За 2,5 года супружеской жизни ничего не нахозяйничали. Детей не имели.
— Муж собрался со мной, — говорит женщина. — Но я его уговаривала не ехать. Боялась, что умрет в мире.
Савко ехали на поезде до Казахстана неделю. Поселились в селе Росиновка Щучинского района Кокчитовской области. Мария доила коров. Василий за 7 км. от села строил ток для зерна. Там у казахов была лошадиная ферма.
— Одна казашка, не помню ее имя, целый день доила кобыл, — добавляет Василий. — Она становилась на колени под кобылу. Колени ее были, как подошвы на обуви. Выдоенное молоко цедила в деревянную бочку. Что-то туда, наверное, добавляла. Потому что молоко бродило так сильно, что казалось вот-вот разорвет бочку.
Кумыс тек, будто шампанское
Кумыс казахи возили за 80 км. на курорт Бурове. Местный Ахмед угощал закарпатца напитком.
— Каждое утро он звал меня: "Айда на шампай". Кумыс тек, будто шампанское. На вкус был кисловатым. Было вкусно: я его пил, как пиво. За день кумыса перепадало несколько раз.
Савко говорит, что через неделю начал есть, через месяц — набирать вес.
— За пять месяцев поправился на 30 килограммов, — улыбается. — С тех пор ни разу не болел и не обращался к врачам.
— Там оставил все болезни, — машет руками женщина. — Никогда не думала, что Василий когда-то еще увидит Закарпатье. Если бы здесь был кумыс, то и я пила бы. Там я брезговала — казахи не очень чистоплотные.
В прошлом году у Савко заболела правнучка — 2-летняя Евгения. У ребенка болело в груди, повысилась температура. Родители полгода возили девочку на обследования по больницам. Лечение не дало результатов.
— Ребенок умирал на глазах, — рассказывают Савко. — Решили давать кобылье молоко.
Говорят, отец девочки Иван ходил за молоком в село за 12 км.
— Потом у односельчанина Михаила Антолика ожеребилась кобыла. Брали молоко у него. Через несколько месяцев девочка выздоровела.
Комментарии
1