Ексклюзивы
вторник, 24 февраля 2015 00:55

"Это из-за моего второго мужа. Он малого бил"

 

— Сын пошел в первый класс. Начал заикаться, когда на улице окружили бродячие собаки. Трудно произносить некоторые слова, причем все время — разные. Хотя без проблем поет, рассказывает стихотворения. Теперь боимся его ругать, — рассказывает черкасщанка 33-летняя Алина Шевченко в очереди под кабинетом логопеда Черкасской психоневрологической поликлиники. — Невропатолог смотрела, как на ненормальную. Сказала, что это малой хочет много сказать и не успевает. Водила к частному логопеду — без толку.

На скамье по другую сторону коридора 38-летняя Зоя Швыдкая сидит с сыном 5-летним Максимом.

— Каждое слово трудно произносить. Начинает сердиться. Как-то складывал пазлы, что-то не вышло, начал топтать их. Возили к бабкам, не помогло, — говорит Алине Зоя. Шепчет: — Это из-за моего второго мужа. Я не знала, что он поднимал на Максима руку. Раз пришла раньше, а он малого бьет. Показала на двери — ребенок дороже.

В кабинете логопеда Тамары Ивановой лечится 17-летняя Марианна. Начала заикаться еще до школы. Со временем речь исправилась. На первой сессии в университете проблема вернулась.

—Трудно начать говорить слово, вот и возникают паузы в разговоре, — студентка садится в кресло напротив логопеда.

Тамара Ивановна подходит к шкафу с бумагами и папками.

— Один парень после курса лечения написал советы другим, — достает листик в клеточку. — "Для улучшения речи нужно усвоить простые вещи. Они помогут избавиться от нервозности, плохого настроения, суеты, влияния авторитетов и стыдливости. Ты никому ничего не должен. Не должен кому-то стараться нравиться. Ни для кого не должен быть веселым, остроумным и развязным".

— А я стараюсь всем угодить. Это ужасно, — делает вывод Марианна.

— Надо быть естественным, не носить маску. Нужно быть воспитанным, уважать чужое мнение, но следует иметь и свое. Если уважаешь себя, это будут делать и окружающие. Уверенные в себе не заикаются, — объясняет логопед. Еще полчаса расспрашивает, что волнует девушку. Объясняет, как вести себя в разных ситуациях.

Чаще всего причиной заикания считают испуг. Но пугаются все дети, а заикаются стыдливые, которые стремятся уединиться, боятся что-то вымолвить не так.

— Практика показывает, что чаще заикаются левши. У них главное — правое полушарие мозга. Отвечает за эмоции, чувствительность. Творчески одаренные. Могут много достичь, но обидчивые и нервные. Не переучивайте их писать правой рукой. Не сравнивайте с другими: вот видишь, этот ребенок может, а ты — нет. Не упрекайте, что слишком медленный или подвижный, несдержанный или не¬внимательный. Не подстраивайте ребенка под себя. Тогда становится раздражительным, хуже спит, может появиться энурез, боль в животе или головные боли. Иногда даже перестает расти. Начинает заикаться, не может произнести слово. Или несколько раз повторяет слог, звук. Может не отвечать на вопрос, потому что судорога сковывает мышцы. Заикается сильнее, когда волнуется.

Как должны вести себя родители?

— Не рассказывать другим о заикании, не говорить об этом при ребенке. Не показывать, что из-за его проблемы переживают. Чем больше будет стараться улучшить речь, тем хуже выйдет. Лучше попросите сказать предложение неторопливо. Даже движения должны быть такими же. То, что не удается, повторите вместе. Дайте понять, что это не страшно. Мягко подскажите, как правильно. Похвалите: вот видишь, как быстро тебе это удалось. Ребенок подражает тому, кого любит. Становится такой же. Постепенно проходит и заикание.

Тамара Иванова вспоминает 17-летнего Антона, который заикался с детского садика.

— Пришел скованный и напряженный. Знал, что делать, чтобы не заикаться, но боялся произносить сложные слова. Спросила, кого в детстве боялся. Не размышляя, сказал: "Маму". Пригласила ее к себе. Та рассказала, что Антон был очень послушным. Какая же цена той послушности? Ребенок боялся спорить, ошибаться, быть активным в садике, школе. Так формируется заниженная само¬оценка. А родители-агрессоры убеждены, что это во благо ребенку. Делают из него неудачника.

От чего зависит прогресс в лечении?

— От характера ребенка, а не от степени заикания. Дошкольникам хорошо помогает сказкотерапия. Через героев учим корректировать свои чувства, взгляды и поступки. Нужно разыграть сказку по ролям, а главную дать ребенку, чтобы избавился от страха. Если играет того, кого боится, образы агрессии, зла теряют силу. Агрессивному ребенку дают роль доброжелательного героя. Униженный пусть сыграет лидера. Тогда меняются жесты, интонация. Становятся раскованными и забывают о болезни. 8-летний Андрюша очень заикался. Помог его родственник-ровесник из Москвы. Разговаривал с московским "аканьем". Во время игры Андрюша передразнивал друга, копировал произношение. За месяц почти перестал заикаться.

Самим родителям исправить речь ребенка очень сложно. Лучше обратиться к логопеду.

Сейчас вы читаете новость «"Это из-за моего второго мужа. Он малого бил"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть