Ексклюзивы
четверг, 03 мая 2007 18:27

В школу деткам с недостатками речи лучше идти в семь лет

Автор: фото: Александра СУБОТИНА
  Денис Гизун вместе с логопедом киевского дошкольного учебного заведения №611 Татьяной Ярош произносит слова. Заучить правильную артикуляцию помогают занятия перед зеркалом
Денис Гизун вместе с логопедом киевского дошкольного учебного заведения №611 Татьяной Ярош произносит слова. Заучить правильную артикуляцию помогают занятия перед зеркалом

Ребенок, который не говорит до трех лет или говорит плохо, нуждается в помощи логопеда. Такой недостаток чаще всего бывает после родовой травмы или из-за болезни мамы в первые два месяца беременности. Еще одна причина — короткая уздечка.

— Ее подрезают снизу, чтобы ребенок мог правильно формировать звуки, — объясняет Татьяна Ярош, 55 лет, учитель-логопед киевского дошкольного учебного заведения N611. Там готовят к школе деток с недостатками речи. — Но я к такой операции отношусь осторожно, часто отговариваю мам. Это травма для ребенка. А уздечку можно растянуть с помощью упражнений.

Татьяна Васильевна работает с такими детками больше 30 лет. Говорит, что физически и умственно они развиваются так, как ровесники. Но не говорят.

— Дети произносят только несколько слов, да и то непонятно или частями, — рассказывает Ярош. — Их понимает только мама.

Воспитательница выводит детей из группы на медосмотр. Они здороваются: "Добрый день". Говорят немного растягивая слоги.

— Моим деткам по пять лет, — говорит Татьяна Васильевна. — Занимаюсь с ними с трех. За это время почти все звуки, которые не произносили, уже выучили. Труднее всего им даются шипящие— "ш", "ж", "ч", "щ" и сонорные звуки — "л" и "р". На один звук ребенку нужно два месяца ежедневных игр и упражнений.

Звук у него уже в животе сидит, а выйти не может

Логопед объясняет: главное, чтобы ребенок услышал нужный звук у себя в голове. Только тогда сможет повторить.

— Бывает за несколько дней улавливает, — продолжает женщина. — Мы упражнения сделали, дома родители поработали перед зеркалом — и выходит. А бывает во время игры звук выстреливает, а самостоятельно его повторить ребенок не может.

Татьяна Васильевна приглашает из соседней комнаты белокурого мальчика. 5-летний Денис Гизун долго не мог произнести звук "р".

— Он очень плакал, что эот звук у него уже в животе сидит, а выйти не может, — гладит Дениса по голове.

Мальчик кивает головой. Говорит, что раньше не умел разговаривать, потому что был маленьким. А теперь вырос и хочет идти в школу. Чтобы показать звук "р", садится за детский столик перед зеркалом на стене комнаты. Глядя в зеркало, дети учатся правильно складывать губы для артикуляции звука.

— Носор-рог, жаба, кот, — Денис по очереди называет животных из картинок. Иногда Татьяна Васильевна останавливает его, подправляет, показывает, как нужно произносить.

Все звуки с упражнениями к ним дети записывают в тетради.

— Занимаюсь с детьми четыре часа в сутки, — говорит Ярош. — Я ставлю звук, а закрепляют его воспитатели и родители. Потому нужны записи, по которым дети будут повторять упражнения.

В общеобразовательную школу таким деткам лучше идти в семь лет,  считает Татьяна Ярош. Потому что они позже начали говорить, да и физически менее выносливы, чем ровесники. А еще советует родителям не спешить и не говорить учителям, что у деток были недостатки речи:

— Проблема исчезает еще до школы. Детки нормально вживаются в коллективе и говорят, как одногодки. Зачем их отделять?

Ребята больше всего любят упражнение "мотоцикл"

Для каждого звука логопеды разрабатывают упражнения и игры.
Упражнение "помажем горбики" — ребенок открывает рот и указательным пальчиком поглаживает за зубками горбики вле во-в право. Потом делает то же языком. Второй этап — "помажем потолок". Двигает языком от зубов до горла. Третий — "покусать язычок" — сначала зубками от кончика до спинки и назад. А потом так же губами.
Игры помогают ребенку непроизвольно издать звук, — рассказывает Татьяна Ярош. — Для звука "р" — делаем " дримбочку" — высунув язык между губами и зубами, ребенок резко выдыхает, чтобы завибрировал кончик языка.
Пока они это делают, я рассказываю о храбрых барабанщиках и прошу их постучать по горбикам (которые перед этим детки массажировали языком) и сказать " д-д-д-д-д". Тут вдруг из-за кустов выскакивают индейцы и начинают стрелять — др-др-др. Дети копируют звук и у них рождается "р".
Для звука "л" — детки будто играют на балалайке. При этом говорят — лай-ла-ла-лай-ла-ла.
Шипящие звуки изучают на примере животных. Вытягивают губки, как слоненок. Шипят, как гусенок или шумят, как ветер. Ребята больше всего любят "ездить на мотоцикле" — для звука "ж".
5-летний Назар вместо твердого "ж" говорил "з", а "ш" заменял на "с".
Маш-ш-шина, — шипит Назар. — А мотоцикл говорит " бжжжж-жж-жж". Эти звуки у меня свеженькие.
Татьяна Васильевна объясняет — так дети называют недавно овладевшие звуки.

Сейчас вы читаете новость «В школу деткам с недостатками речи лучше идти в семь лет». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть