Ексклюзивы
вторник, 21 ноября 2017 16:00

"Надо воспитывать личностей, а не носителей знаний" - эксперт

Более половины украинцев работают не по специальности. Каждый третий меняет профессию после окончания вуза. Выпускники подстраиваются под обстоятельства. Идут учиться на популярные специальности с высокими зарплатами. Поэтому часто жалеют о своем выборе, говорит Gazeta.ua руководитель Украинской академии лидерства Роман Тычкивский.

Он рассказывает о том, почему не все школьники готовы к правильному выбору будущей профессии.

Почему выпускники школ не готовы к правильному выбору специальности?

В нашем обществе существует стереотип, что после школы сразу нужно поступать в университет. У выпускников не хватает времени поразмышлять, кем они себя видят, в чем они лучшие. Поддержать ребенка на этом пути должны родители. Поддержать, а не толкать туда, где больше платят. Эпоха судей, юристов, врачей, учителей, которые поступают в институты по коррупционным схемам, уходит. Но до сих пор большинство молодых людей слепо бегут на популярные специальности, а потом в свои 23 года жалеют о сделанном выборе и обвиняют в этом всех подряд.

Кто должен помочь школьникам с выбором профессии?

Учителя, которые должны вдохновить учеников, спровоцировать их развиваться. Если бы большинство преподавателей остались верны идеалам учительства, а не пытались приспособиться к обстоятельствам, такой бы проблемы не существовало.

Проблема в школьном образовании?

Важно проанализировать контекст, в котором мы живем. Считанные учебные заведения дают понимание того, как развивается страна и какие специалисты ей будут нужны через несколько десятков лет. Школа ориентирована на то, чтобы дать ученику комплект энциклопедических знаний. Она не учит эти знания использовать, не показывает, как жить в современном мире. Сейчас школу активно реформируют. Меняют школьную программу, дают свободу университетам, привлекают молодых специалистов и инноваторов — все эти изменения важны. Но есть потребность в более глубокой реформе — мировоззренческой. Ее успех не зависит от набора предметов и таланта авторов учебников. Виденье мира формируется окружением: людьми, с которыми ты живешь, учишься, создаешь общие проекты и развлекаешься.

Автор: УАЛ
  Роман Тичкивский с руководителями отделений
Роман Тичкивский с руководителями отделений

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обучение без оценок и экзаменов: в Украинской академии лидерства состоится день открытых дверей

Высшее образование тоже теряет привлекательность для молодых людей?

После школы дети попадают в университет, где та же традиционная система образования. Не последняя причина – старение преподавательского состава. Преподаватели не создают динамики в той образовательной среде, которая была бы интересна молодежи. А нужно уметь стать на уровень студентов, адаптироваться к ним, чтобы привить им любовь к предмету.

Украинская Академия Лидерства — это аналог gap year в Украине, когда выпускники школ могут не спешить с выбором вуза, а провести 10 месяцев в интенсивном обучении и познании себя. Как это может помочь при выборе будущей профессии?

Сам процесс длится чуть больше года. Кроме десятимесячной программы, мы общаемся с нашими потенциальными участниками в процессе набора. Он длится больше четырех месяцев. В академии мы поставили целью сформировать целостных личностей, способных принимать решения: кем быть, что делать и для кого. В основе учебно-воспитательной программы – общечеловеческие ценности. Они должны быть не словами, а инструментом для ежедневного принятия решений. Мы формируем мировоззрение будущего студента по принципу "великие книги, великие учителя, великий опыт". Во время обучения студенты имеют возможность общаться с разными людьми, которые за время независимости сформировали себя в предпринимательстве, политике, дипломатии, медицине или другой сфере. Каждый студент может выбрать для себя определенную ролевую модель. Выбор будущей профессии должен быть осознанным и ответственным. В 16-18 лет ребенок становится взрослым. Он должен сделать этот выбор или самостоятельно, или под чьим-то влиянием. Если ребенок сделает его сам, это будет его первый важный выбор в жизни, с которым он пойдет дальше. Чем быстрее человек сделает правильный выбор, тем быстрее он сформируется как личность, которая может ничего не оставить в этом мире, а может принести пользу. В Академии Лидерства мы стремимся создать мостик между школой и университетом.

Какая миссия Украинской Академии Лидерства?

В первую очередь, развитие украинской молодежи. Мы стремимся сформировать поколение молодых людей, которые возьмут ответственность за нацию, повлияют на глубинные социальные процессы в обществе. В академии наши студенты не только учатся, но и занимаются волонтерством, помогают незащищенным слоям населения. Они работают с лидерами мнений, чтобы перенять эстафету ответственности за страну. Мы стараемся сформировать связь между теми людьми, которые сейчас находятся на пике развития общества, и молодежью, которая возьмет ответственность за общество через 10-15 лет.

Академию основали после Революции достоинства. Стал ли Майдан фактором зарождения организации?

Революция Достоинства показала, что ценности — это клей, который способен крепко склеить общество. Во время Майдана на улицы городов вышли люди по всей стране. Майдан показал, что новое поколение в нашей стране есть, что молодежь способна брать на себя ответственность, объединяться и делать важные вещи. Молодое поколение нужно воспитывать, чтобы оно могло отвечать на вызовы общества, трансформировать нынешнюю Украину в новое государство, где будут действовать одинаковые для всех правила, где будут существовать ценности, которые объединяют нас. Но пройдет еще много времени, прежде чем мы станем страной, где человека уважают. И уже сейчас нужно готовить молодежь к такой жизни. Нынешнее поколение украинцев, которому 15-16 лет, должно понимать: "Я не в начале и не в конце событий, которые сейчас происходят. Я - продолжение длинной истории". Тысячи ребят полегли на востоке. Поэтому нам есть перед кем отвечать за то, что будет завтра.

Почему важно быть лидером?

Потому что лидер – это личность, которая знает, зачем она живет, обладает сильной идентичностью, понимает свое предназначение и знает, как его воплотить. Важно быть лидером, потому что лидер создает атмосферу доверия, оптимизма и действия, создает другим условия для развития, формирует общество, объединенное ценностями. Потому что это постоянная работа над собой и эффективное управление своей личностью для того, чтобы быть хорошим человеком. Это формирование нового сознания, сбалансированной личности на индивидуальном уровне, а соответственно и способность творить новое качество отношений в своем обществе. Важно быть лидером, потому что лидер способен эффективно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы принимать вызовы и достигать поставленных целей. Важно быть лидером, потому что лидер – это тот, кто служит, вдохновляет других людей, утверждает их в способности жить.

Как стать лидером?

Это постоянный процесс совершенствования. Каждый день нужно развивать себя физически. Тело станет либо нашим ресурсом, либо нашим ограничением. Пока мы здоровы, мы можем работать. Нужно работать над эмоциональным развитием. Это способность понимать самого себя и способность формировать связи с другими, вовремя принимать решения. Третий компонент - интеллектуальное развитие. Духовное развитие - это утверждение своих ценностей, поиск ответов на большие вопросы о своем предназначении. Совокупность этих компонентов помогает творить сбалансированную эффективную личность, которая будет примером для других. Каждый из нас всегда ставит перед собой цель. Поэтому то, что мы делаем, свидетельствует о том, насколько эффективно достигаем поставленной цели. А мы должны уметь организовать себя, организовать свое жизненное пространство, а значит и организовать свою страну.

В Украинской Академии Лидерства мы предлагаем свои механизмы воспитания. Мы не хотим вырастить только людей с огромным багажом знаний или только больших мечтателей. Сегодня важен эмоциональный интеллект. IQ уже не является достаточным критерием эффективной личности. Эмоциональный интеллект позволяет каждому из нас мобилизовать свой ресурс, чтобы принять любые вызовы, реализовать себя при любых условиях.

Лидерами не рождаются — лидерами становятся. И чтобы стать лидером, в первую очередь, нужно быть лидером над собой. Это ежедневная работа над собой, которая начинается с маленьких шагов: застилать кровать, поддерживать порядок в шкафу, пополнять свой интеллектуальный, эмоциональный ресурс, ежедневно налаживать взаимодействие с другими (быть благодарным, признавать свои ошибки, искать советов, делиться идеями), помогать другим. В таких, казалось бы, мелочах рождается определенная системность, целенаправленность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Американский фонд открыл в Украине первую академию лидерства

Можно ли вырастить лидера? Что должны делать родители, чтобы развить в ребенке лидерские задатки?

С ребенком нужно общаться — это самое главное. Он не должен чувствовать себя одиноким и потому ненужным. В современном мире взрослые спешат накапливать богатство и комфорт. Они забывают о том, что у них есть дети, о том, что сами когда-то были детьми. Если родители стремятся привить ценности своим детям, они должны стать их друзьями. Очень хороший пример - книга "Гарри Поттер". Это история мальчика из приемной семьи, который чувствует себя покинутым. Его интересы или пожелания не воспринимают всерьез. Позже он все же попадет в среду, где его слушают и слышат, создают условия для развития, общаются с ним на уровне и поддерживают. И он становится лидером. Но будущее ребенка начинается с семьи. Об этом не стоит забывать.

Сейчас вы читаете новость «"Надо воспитывать личностей, а не носителей знаний" - эксперт». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи