- Здесь будет прорыв, - переговариваются билетерши столичного театра Франко. По две становятся у входа в партер.
- Показываем билеты! Никто без них не пройдет, - всем телом держит одна из женщин двери. Фойе наполняет толпа. 23 января здесь состоялся предпремьерный показ спектакля "Вий" киевского режиссера Владислава Троицкого.
- Прочитал объявление, что можно приходить бесплатно, а здесь какие-то списки, - говорит подруге парень в белой рубашке. Со страхом посматривает на толпу вокруг девушки с кипой приглашений.
- Думали, придут человек сто. А заявок оказалось больше тысячи, пришлось ввести билеты, - рассказывает художественный руководитель театра "Дах" Владислав Троицкий, 58 лет. Он заглядывает в переполненный зал, где на полу в проходе сидят зрители.
- У тебя хоть есть место? - спрашивает у звукорежиссера. Троицкий переступает бортик рубки с пультом. Смотрит спектакль, стоя, опершись плечом о стену.
Премьера спектакля "Вий" театра "Дах" состоялась весной в Швейцарии. Спектакль по мотивам произведения Николая Гоголя заказал и профинансировал швейцарский театр "Види-Лозанн". Бюджет не разглашают.
По сюжету, два швейцарских студента приезжают в современные Карпаты. Один имеет украинские корни, ищет здесь родню. Второй - острых ощущений.
- Хотел показать западному зрителю Украину, - объясняет Владислав Троицкий. - В Париже многие сравнивали спектакль с фильмом "Тени забытых предков". Сергей Параджанов - один из немногих украинцев, кого помнят во Франции. Хотя там совершенно не представляют, что такое наша страна. Показ "Вия" в Париже совпал с выставкой скульптур Пинзеля в Лувре. В провинции Коньяк тогда же проходили вечера украинской литературы. Предлагал нашему министру культуры официально назвать это месяцем украинской культуры во Франции. Никто не откликнулся. Когда же вернулись в Киев, то оказалось, что в нашем помещении давно отключили электричество и отопление. Мы хотели показать "Вия" на сцене Нацоперы. Однако ее руководство заявило, что этот спектакль не соответствует уровню их театра.
Главные роли сыграли швейцарские актеры Пьер-Антуан Дюбеи и Бартек Созански.
- Никогда раньше не был в месте без электричества. И там, где не мог бы принять душ, - вспоминает 27-летний Пьер-Антуан Дюбеи свой первый визит в Украину. Говорит по-английски, часто вставляет французские слова. - На неделю режиссер повез нас в Карпаты. Мы жили с гуцулами, видели много странного. Были на похоронах. Кто-то умер, и мы целый день наблюдали за приготовлениями. Это было очень необычно для меня.
Пьер-Антуан играет парня, который напивается на гуцульской свадьбе, влюбляется в невесту. На утро просыпается рядом с ней мертвой.
- Интересуюсь творчеством Троицкого давно. Его часто игнорирует наше государство, - говорит в гардеробе после представления киевлянка Надежда Куценко, 28 лет. - В оперу его не пустили. Директор театра Франко хвалится, что предоставил известному во всей Европе режиссеру скидку на аренду помещения. Но намекнул, что на этом много теряет денег. Жлобство какое-то. Режиссер ставит на не украинские деньги. Очень поразило, когда в конце герой долго звал Вия, и он таки пришел. Но не как сказочное чудовище, а в виде апокалипсиса. Все декорации – свисающие с потолка страшные колоды, - падают, как будто наступает конец света. И этот конец света - персональный для Украины.













Комментарии