В субботу открылась лондонская книжная ярмарка. Ее считают второй в мире после франкфуртской. От Украины поехал единственный писатель — 44-летний Андрей Курков.
— Меня пригласили выступить с докладом о современной украинской литературе, — рассказал он "ГПУ" по телефону. — Завтра лечу, собираю вещи. Но Лондон не люблю. Это — холодный, бизнесовый город. Его можно только уважать. Люблю Киев, Париж и Берлин.
Говорит, что билет пока не куплен.
— В дороге со мной часто случаются приключения, — делится воспоминаниями. — В 1987-м пять суток ехал в Англию: сначала поездом, потом плыл кораблем — на собственную свадьбу. Подружился на судне с американским драматургом Джоном Адамсом. Он потом был свидетелем на моей свадьбе.
А какие книги повезете на ярмарку?
— Новое издание "Приятеля покойника" на английском. В Лондоне я буду всего четыре дня, — продолжает он. — Потом лечу во Франкфурт. В Германии и Австрии состоятся авторские вечера. Закончатся путешествия через две недели в Лейпциге. Там с Сергеем Жаданом, Юрием Андруховичем и Оксаной Забужко будем дискутировать об украинской литературе. Организаторы лейпцигского книжного форума вообще хотели частично посвятить его Украине. Однако наши чиновники отказались сделать государственный стенд, а частные издатели не купили себе места.
С вокзала повезли в пятизвездочную гостиницу. На пороге вручили кулек подарков
Дорого просили?
— Да нет! Немцы 70 процентов скидки обещали. Чтобы поставить стенд, нужно лишь 300–400 евро. Но все равно никто не поехал. Зря: туда приходят многие из выехавших из СССР. Они охотно купили бы наши книги.
Не устали от поездок?
— Недавно из Канады вернулся! — весело говорит. — Выступал в университете Манитобы и гостевал у вождя индианцев. 75-летний дедушка пригласил на ритуал духовной очистки — курить трубку мира. Потом встретился с украинской диаспорой. Они уже почти не говорят на украинском! — произносит с удивлением. — И книги читают на английском.
Спрашиваю, что господин Андрей сейчас пишет.
— Это будет история любви с элементами мистики, — отвечает скупо и переключается на другое. — С братьями Капрановыми начинаем акцию: в двух киевских книжных магазинах, "Знання" и "Наукова думка", будем объявлять писателя месяца. Поставим стенд с книгами, биографией. Придут читатели. Первой выбрали Марию Матиос.
Пять лет вы не были в Москве, где ваши книги находились под неофициальным запретом. А в феврале оттуда вернулись. Как встречали?
— С вокзала меня повезли в пятизвездочную гостиницу. На пороге вручили кулек подарков. Затем получал такие пакеты по всей Москве — альбомы, книги, часы даже вручили. Выступал в двух книжных магазинах — "Молодой гвардии", на Поляне, и в крупнейшей — "Библиоглобус", на Лубянке. В конечном итоге, пригласили проехаться с выступлениями по России, — заявляет весело. — Я давно дружу из Акуниним, Марининой, Сорокиним, Улицкой... Что-то изменилось: все подчеркивали, что я желанный гость. Лишь какой-то мужчина ставил провокационные вопросы, — говорит холодно. — Потом выяснилось, что он из Севастополя — земляк.
Комментарии