В прошлом году исчезло почти 200 библиотек
В декабре 2016-го Петр Порошенко подписал закон об ограничении импорта книг из Российской Федерации. Без разрешения специальной комиссии ввозить можно лишь 10 экземпляров. В комитете Верховной Рады по вопросам культуры и духовности рассматривают законопроект о полном запрещении книжного импорта из России.
- Запрещение ввозить литературу из страны-агрессора - это политическое, а не экономическое решение. Оно малоэффективно, - говорит президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, 63 года. - В СССР, при желании, граждане читали западную литературу: перепечатывали на машинках, под копирку, передавали из рук в руки.
Ограничение на книги из России если и влияет на наш рынок, то негативно. Не стимулирует развитие отечественных издателей.
Как улучшить ситуацию в сфере книгоиздания?
- Украинские законы не ставят целью повысить интеллектуальный, культурный, профессиональный уровень нации. В качестве фактического заказчика литературы должно выступать государство. Оно определяет направления развития экономики, науки. И таким способом создает спрос на соответствующих специалистов. Тогда растет спрос и на разножанровую литературу, которая помогает получить новые знания.
В Украине все годы независимости книга не была среди приоритетов ни одного правительства и президента - как основной интеллектуальный инструмент формирования нации и государства. Была и остается одним из элементов социальной культурной жизни на задворках. Единственный президент, который сделал максимум для книгопечатания, - Леонид Кучма. Подписал закон об освобождении издателей от налога на прибыль. 13 правительств пыталось ликвидировать эти льготы. Но именно эти налоговые послабления помогли украинским издателям подняться и начать вкладывать в молодых авторов.
Сколько в Украине издательств и сколько книг они печатают в год?
- Реально действуют 1400-1500. Это те, которые на протяжении года "засветились" на рынке хотя бы одним изданием. Около 380 издательств выпускают 10 и более книг. Хотя, с точки зрения европейского книжного бизнеса, это - нищенский объем. В прошлом году книг изготовили на 3,4 миллиарда гривен. Средняя стоимость одной - приблизительно 105 гривен. Сколько их реализовали, никто не знает.
Какие жанры литературы представлены на украинском рынке?
- Заняты три жанровые ниши: детская книга, так называемый "укрсовремлит" и книга для досуга. Последние два года начали активнее покупать права на переводы документальной литературы. Однако это преимущественно описательные книги: как руководил бывший президент Сингапура Ли Куан Ю, кто такая Хиллари Клинтон. Антиутопию американки Айн Рейнд "Атлант расправляет плечи" в мире читали в 1930-х, а для нас этот роман - новинка. Такие издания познавательны, однако не дают новых профессиональных знаний. Хотя в Украине есть остатки промышленного производства, которое требует специальной литературы. Но такие книги у нас не продуцируют.
Если мы не печатаем специальную научную литературу, то до сих пор завозим ее из России?
- Частично довольствуемся русской. После принятия закона об ограничении импорта легально завозить стало сложнее. На каждое издание необходимо заключение комиссии, описание, предварительные разрешения. Объемы очень снизились. Если в 2013-ом книг завезли на 918 миллионов гривен, то в этом году - максимум на 40,5 миллионов. Чтобы не рисковать, импортер везет попсу - то, что легко продается.
Чтобы обеспечить потребности украинского читателя в научной, технической, бизнес литературе, издатель должен печатать от 150 до 300 экземпляров. Книга выходит неоправданно дорогой. Но люди, которые работают в соответствующих сферах, все равно их ищут.
Что издают маленькие издательства и представлены ли они на рынке?
- 70-80 процентов литературы остается в пределах области, где издается. На рынке есть книги мощных издательств - "КСД", Фолио", "Ранок", "Виват", "Видавництво Старого Лева" и еще несколько. По большей части они предлагают классику, переводные издания, немного новинок.
Остальные 1200 издательств - локальные. Это похоже на маленькие книжные княжества, которые выживают за счет поддержки от местной власти. Издают региональных авторов, классику. Но печатают по 200-300 экземпляров.
Из-за этого не происходит обмен между регионами Украины. И это стало основной причиной аннексии Крыма, сепаратизма на Донбассе. В Донецке до войны найти украинскую книгу было практически невозможно. Пытались выйти на рынок "КСД" и "Фолио", еще некоторые издательства. Однако в основном завозили переводные издания или украинскую советскую классику - Олеся Гончара, Павла Загребельного.
Сейчас много говорят о модернизации районных библиотек в Польше. Возможно ли подобное в Украине?
- Эту программу финансировали через польский Институт книги. Частично - местные общины. Недавно были репортажи из польской глубинки. Местные говорят, что переехали в поселок, потому что там роскошная библиотека. Дети идут туда после школы - есть приспособленное пространство, где могут поиграть, почитать.
У нас - обратный процесс. Идет административная реформа и децентрализация. Как только территориальная громада получает власть - говорят: "А зачем нам библиотека? Мы же помещение можем продать". В прошлом году почти 200 библиотек исчезло. Хотя есть закон 2009 года о запрещении выселения библиотек, редакций журналов, книжных магазинов.
Издатель Анетта Антоненко жалуется, что активно читают приблизительно всего лишь 150 тысяч украинцев.
- Таких исследований сейчас не проводят. В 2014-ом подобное сделал "Киевстар". Посчитали, что 51 процент украинцев вообще не читает. Одну книгу в год - 12 процентов. И 12 процентов - более 10 книг в год.
В США такие срезы проводят ежегодно по возрастным группам. В Германии 56 процентов детей говорят, что книга у них среди приоритетов - на втором месте после игр с товарищами.
Комментарии