40 посмертных масок актеров, писателей, политиков выставили в Музее одной улицы на столичном Андреевском спуске. Среди них только одна женская — актрисы Марии Заньковецкой.
— Маску Марии Заньковецкой раньше хранили в подвале Музея театрального искусства в Киеве. Она была обложена газетами конца тридцатых годов и почернела от сырости, — рассказывает директор музея Дмитрий Шленский, 41 год.
Директор демонстрирует маску российского актера и писателя Василия Шукшина.
— Ее снимал 90-летний скульптор Николай Никогосян. Он живет в центре Москвы в собственном четырехэтажном доме. Поговаривают, что возглавляет всю армянскую мафию. Жена Шукшина Лидия хотела подавать на него в суд. Скульптор хотел оставить отпечаток себе. Никогосян отдал его Федосеевой-Шукшиной. Женщина подарила его писателю Николаю Заболоцкому. А тот — скульптору Вячеславу Кликову. Сын Кликова случайно нашел его в мастерской. Ему лень было делать копию, и он передал мне оригинал. На маске сохранилось несколько волосков из бровей Шукшина.
Интересуюсь, не жутко ли работникам музея ходить по залу.
Скульптор Никогосян возглавляет всю армянскую мафию
— В 2005-ом в Музее гетманства нам позволили сделать копию маски Симона Петлюры. Теперь еженощно в двенадцать в нашем музее скрипит пол. Девушки говорят, что это дух Петлюры блуждает по коридорам, — шутит Шленский.
Спрашиваю, почему на маске немецкого философа Иммануила Канта на подбородке шишка.
— Кант умер в восемьдесят лет в российском городе Калининград, — рассказывает Дмитрий. — Зубов у него не было, нижняя челюсть отвалилась, никто ее не подвязал. Скульптор был халтурщиком, залил гипсом рот. Покойного похоронили с куском гипса в горле.
Директор жалуется, что не снял отпечаток с главнокомандующего УПА 95-летнего Василия Кука. Тот умер 9 сентября.
— Я договорился с его сыном, — говорит. — Но скульптор Игорь Макогон попал в дорожную пробку и опоздал. Тело Кука везли во Львов в лимузине семь часов. Хотя там был кондиционер, тело начало разлагаться. Львовский скульптор Петр Дзиндра побоялся, что сорвет с лица кожу. Такое уже было в 1920-ом с итальянским художником Амадео Модильяни. Его друг снял с него посмертную маску вместе с кожей. Потом скульптор Жак Лившиц поправил ее. Мы хотели сделать с нее копию. Но потомки Лившица сказали, что он завещал не снимать копий с его отпечатков.
Выставка посмертных масок продлится до середины декабря. Билет стоит 10 грн.
Комментарии