В Отрадненском парке в Киеве построили городок в стиле середины XVIII века. С церковью, казацкой заставой, восьмью избами под соломенными крышами, несколькими ветряками, водяной мельницей и двумя прудами. И назвали "Мамаевой Слободой". На Крещение здесь в одном из прудов купался Виктор Ющенко. А в этот вторник в слободе провели гаивки.
— Теперь здесь еженедельно что-то будет происходить, — обещает директор городка Константин Олейник, поглаживая пышные усы.
Попасть на гаивки можно было только в вышиванке.
— Платите 20 гривен или идите по рубашки, — останавливают зевак охранники.
Олег Скрипка, 41 год, прилетел на гаивки из "Таврических игр". Был в концертном клетчатом пиджаке и оливковых штанах. На правой руке — два серебряных перстни-печатки.
— Только что из самолета, — говорит устало.
У жены — сережки с бриллиантами, сапфирами, рубинами и жемчугами
А гаивки организовывает жена?
— Я — инициатор, а не организатор. А Наталья вообще не при чем.
Вышиванку где купили? — интересуюсь.
— Когда-то ехал в Японию — петь украинский гимн перед выступлением наших футболистов, которые тогда славно проиграли. А рубашки хорошей не было. Зашел в магазин "Сувениры" на Крещатике. Сегодня видел парня в такой же вышиванке. По-видимому, в одном магазине скупались.
Жена Скрипки Наталья держит на руках сына Романа.
— Не делайте пауз! — приказывает она девушкам, весело переговаривающимся под ивами. — Я хочу, чтобы вы и дальше пели!
Потом подходит к черновицкой группе "Троистые музыки".
— Приглашайте людей танцевать, — велит 54-летнему руководителю Евгению Тарнавскому.
— Сами приглашайте, — мягко возражает тот.
Наталья идет к входу: проверяет, не пропускает ли охрана без народного наряда. Для Фомы, 34 года, из группы "Мандры" делают исключение. Он в потертых джинсах, спортивной куртке и кожных перчатках без пальцев.
— По блату пустили, — смеется его сестра Анна — рыжая девушка лет 25, в плахте поверх джинсового костюма.
Фома фотографирует мандалу — выложенный из зерна казацкий крест на полотне, и идет к столу за квашеной капустой.
Над мандалой склонился художник Александр Михайлицкий, 36 лет. Он в джинсовой рубашке, вышитой красной гладью. Достает из мешков, лежащих рядом, зерно и сыплет по сделанному на полотне рисунку.
— Мандала — символ благосостояния, — говорит.
Крест высыпан из ячменя, обведен просом, фасолью и гречкой.
По опушке ходит пара в польской одежде. У женщины — серьги с бриллиантами, сапфирами, рубинами и жемчугами. У мужчины — железная сабля с позолотой. Это киевские поляки Ян и Ирина Погоржельски. Ян — председатель Союза оружейников Украины.
Увидеть в одном месте столько украинцев приятно
— Мы в своих национальных костюмах, — рассказывает она, поправляя на голове вышитую жемчугами сеточку. — Народная одежда в польских регионах разная, а вот национальная— одна. Костюмы шила я сама. Работаю бухгалтером, а шитье — мое хобби. Имею уже 20 костюмов — с обувью, украшениями, оружием.
Возле пруда гуляют писатели братья-близнецы Капрановы — в одинаковых кружевных белых вышиванках.
— Там та-а-кие утки и черепахи в пруде! — восторженно выкрикивает Виталий. Дмитрий добавляет:
— А мельница не вертится. Мы уже поднимали рычаг.
Откуда рубашки? — спрашиваю.
— Их подарил нам папа на день рождения, — рассказывает Дмитрий. — Едва уговорил мастерицу сделать две одинаковые. Мы их уже заносили. Не можем найти новую вышивальщицу, которая сделала бы одинаковые, — добавляет Виталий. — По-видимому, для них сделать две одинаковых рубашки — как для писателя написать две одинаковые книжки.
Понравились вам гулянья?
— Увидеть в одном месте столько украинцев приятно. Но есле кто-то узнает, где собираются украинцы, и бросит сюда бомбу? — шутит Дмитрий.
Ближе к вечеру охрана уже не ловит "зайцев" и не пользуется рациями. Возле пруда повара варят кулеш. Его можно купить за символическую копейку. Для денег стоит плетений из лозы корзина. За столом ребята и девушки продают сало с чесноком по 6 грн, квас — по 5 грн. Тому, кто купил шесть вареников по 10 грн, бесплатно наливают медовуху.
"Мерседесы", "фольксавагены" и "пежо", поставленные возле церкви, разъезжаются только на рассвете.
Комментарии