- Чтобы сборник появился в Черновцах, отказал двум столичным издателям, - говорит Оксана Забужко. 8 сентября в органном зале черновицкой Армянской церкви она представила новый сборник эссе "С карты книг и людей". Организатором события и издателем стал поэтический фестиваль "Меридиан Черновиц", который прошел в третий раз.
- Сегодня выступала на базаре, - рассказывает Оксана Стефановна о литературных чтениях на местном Калиновском рынке. Вместе с ней выступили поэты Екатерина Бабкина, Остап Сливинский, Игорь Померанцев. - Идея абсолютно безумная - поставить сцену посреди рядов с ошарашенными бабками, которые продают здесь свой товар. Но было безумно интересно. После первого моего стиха к сцене подошла женщина с полной корзиной малины. И подала мне целый стакан с ягодами. Говорю: "У меня денег при себе нет". А она: "Ничего-ничего, у вас рука легкая". Это был самый дорогой гонорар за поэтические чтения, который я когда-то получала.
В последнем ряду разлеглись на стульях подростки в кепках и узких джинсах. Позади возвышается орган, с потолка свисают медные люстры-подсвечники. В углу за столиком продают сборник Забужко. Просят 55 грн. Книга в мягком переплете. На обороте - черно-белая фотография писательницы в лесу. У ног разлеглись две большие собаки.
- Эссе писала 12 лет. Это две карты людей и книг, которые повлияли на мою жизнь. Сборник - своеобразная попытка отдать долги культуре. С возрастом больше понимаешь, чем ты обязана книгам и как они тебя лепили. Сосредоточилась преимущественно на том, что запомнила из детского и юношеского чтения. Открывает книгу текст о Винни-Пухе. Это первый персонаж, с которым себя идентифицировала. По крайней мере потому, что он тоже писал стихи. И я их писала с дописьменного возраста. Отдельным разделом идут короткие портреты дорогих мне людей, которые повлияли на формирование моего мировоззрения - Юрия Шевелева, Юрия Покальчука, Соломии Павлычко и диссидента Леонида Плюща.
После презентации к писательнице выстраивается очередь за автографами.
- Госпожа Оксана, подпишите, пожалуйста, хоть я и не слушался, - протягивает сборник седой мужчина.
- Вы вели себя не вежливо? - ставит подпись Забужко.
- Я не слушал красоту ваших текстов, я слушал вас. В школе всегда садился за первой партой. И здесь сел в первом ряду.
- И строили мне глазки?
- Может, и строил, - отступает назад почитатель и идет к выходу. За спиной писательницы нервно посматривает на часы президент фестиваля Святослав Померанцев. Просит читателей приходить за подписями Забужко завтра на автограф-сессию. На его слова никто не реагирует.
- Уже успел прочитать эссе из пяти страниц о Тычине, - говорит 62-летний Юрий Якимчук. Он сидит в конце зала. Склонился над только что купленным томиком. - Это поэт, который на слуху с детства. Сейчас читаю его внукам "А я у гай ходила по квітку от яку". Это трагическая личность в нашей культуре. Забужко пишет об этом искренне и правдиво. У нее отсутствуют, как у многих молодых, злоба и пренебрежение. Жаль, что с такой литературой Оксана Забужко еще не лауреат Шевченковской премии.
Комментарии