В Киеве в конце прошлой недели Черновицкий театр имени Ольги Кобылянской дал два представления спектакля "Солодка Даруся". Одноименный роман писательницы Марии Матиос, 48 лет, черновчане инсценировали первыми. Режиссер-постановщик — Людмила Скрипка, в главно й роли — Наталия Гунда.
Премьеру сыграли в марте. Представление возили во Львов и Черкассы. В Киеве "Дарусю" играли на сцене театра имени Франко. В первый вечер зал был полон: ожидали президента Ющенко. Но "рамок" на входе не ставили. В фойе продавали книжки Марии Матиос. Среди гостей — Николай Жулинский, Иван Драч, министр культуры Василий Вовкун. Он когда-то был актером черновицкого театра. Возможно, оттого волнуется и имеет необычно озабоченный вид.
Наступает 19.00. Президента нет. Представление начинают без него. Актеры играют цветисто, с размахом, как это умеют делать в провинции. Они знают, где можно посмешить публику, позаи гры вать с ней. Публика настроена благодушно: она соскучилась по наивно откровенной игре. Областные театры бывают в столице редко.
Представление черновчан сделано на достойном уровне. В первом акте есть эпизод, задуманный и исполненный поразительно: Даруся приходит на могилы родителей, а на кладбище — лес крестов-людей. Артисты стоят с распростертыми руками. Эти живые кресты разговаривают с Дарусей.
Зрители сразу оценивают появление на сцене яркого артиста Николая Гоменюка. Он играет Цвичка, доброго мужчину, которого односельчане считают малахольны м. Этот Цвичок повсюду таскает с собой две большие набитые сумки, в которых звякают пустые бутылки.
Ющенко с Цвичком оказываются близко друг от друга
Сыграв свой первый эпизод, Цвичок забирает сумки и покидает сцену. Идет не за кулисы, а в зал, через проход между креслами с правой стороны партера. В это время (прошло уже 40 мин. после начала представления) отворяются двери и заходит президент Ющенко. Они с Цвичком оказываются близко один от другого. Зал замирает: что будет? Однако оба проводят эпизод безукоризненно. Цвичок делает вид, что не заметил президента. А тот уверенно следует к середине девятого ряда и садится там рядом с Марией Матиос и Василием Вовкуном. Охранники президента занимают места по краям ряда. Сумки Цвичка не кажутся им подозрительными.
В представлении есть еще несколько актерских выходов не из-за кулис, а из зала. Например, так выходит актер, который играет милицейского Сержанта. Он на ходу вынимает из кобуры пистолет, поравнявшись с президентским охранником. Тот остается невозмутимым. Представление продолжается.
Второе действие ощутимо драматичнее, чем первое: Даруся в детстве немеет, когда ее родители оказываются в смертельном тупике между бандеровцами и эмгэбэшниками. Кстати, последних черновчане играют грубовато, даже примитивно — так, как где-то в Карпатах рождественские вертепники изображают воинов Царя Ирода. Зал смотрит второе действие с напряженным вниманием, что для трехчасового представления — явление редкое.
Мария Матиос после представления говорит " ГПУ":
— Черновицкий театр не был в столице с 1986 года. Я счастлива, что мои земляки успешно показали это представление в Киеве, и настроение в зале было прекрасным. В финале даже Виктор Андреевич восторженно кричал артистам "Браво!". Сказал, что это представление стоит показывать по всей Украине.
Комментарии