Нынешним лауреатом Нобелевской премии по литературе назвали американскую поэтессу 77-летнюю Луизу Глюк. Говорит, после звонка из Шведской академии почувствовала панику. Подумала, что у нее галлюцинации. Потому что не могла представить, чтобы наградили белую поэтессу из США. Жалеет, так как не побывает на нобелевском банкете в Стокгольме. Его отменили из-за пандемии. Переживает - надо писать речь в честь вручения, а это не стихи.
"За неповторимый поэтический голос, который с суровой красотой делает индивидуальное существование универсальным" - так звучит официальное определение ее творчества.
- Глюк - автобиографическая поэтесса, - рассказывает поэтесса и литературовед Елена Гусейнова, 41 год. - Смерть старшей сестры, развод, рождение сына, переезды - каждое событие пропускает через стихи. Это ее личные истории. Но умеет писать об общечеловеческом. Читая, думаешь, что речь идет именно о тебе. Твоем прощании с любимым человеком, сложных отношениях с семьей или собственным телом.
Луиза Глюк родилась 22 апреля 1943 года в Нью-Йорке, США, в семье венгерских евреев. В средней школе заболела нервной анорексией. Лечилась семь лет. Поэтому не завершила учебу в университете. Работала секретаршей, потом - преподавательницей.
"Когда мне было 10, я писала о смерти. Уже тогда осознала, что мы не получаем жизнь навсегда", - вспоминает.
В 1968 году дебютировала со сборником "Первенец". В 1990 году книгу "Арарат" посвятила смерти отца. Газета "Нью-Йорк таймс" написала, что это самые жестокие стихи о скорби.
Получила Пулитцеровскую премию за "Дикий ирис" в 1993-м. В сборнике цветы разговаривают с садовницей о смысле жизни.
В поэме "Октябрь" осмысливает последствия терактов 11 сентября 2001 года.
Выпустила 14 книг стихов и два сборника эссе.
Дважды разведена. От второго брака с писателем Джоном Драновым имеет сына Ноя, 47 лет.
Преподает английский в Йельском университете.
- У Глюк непростая поэзия, - продолжает Гусейнова. - Но чтобы ее прочитать, не надо иметь степень по философии или знать что-то особенное о Соединенных Штатах. Однако стихи будут интереснее, если знакомы с древнегреческими мифами.
Родители поэтессы восхищались античностью - это стало частью ее воспитания. Совершенным считаю сборник "Триумф Ахилла" 1985 года.
В стихотворении "Тень ястреба" хищная птица ловит жертву и несет ее над полем. Сначала их можно различить - вот крыло ястреба, вот очертания животного, которое стало пищей. Но в какой-то момент сливаются в одну тень. "Они становятся одним целым, - пишет Луиза, - так же, как мы с тобой, когда ты меня обнимаешь". Это произведение о любви и агрессии. Многим такие отношения известны.
Глюк - наиболее цитируемая американская поэтесса в соцсетях. Ее можно сравнить с Линой Костенко. Они обе - живые классики, обе связаны с духом шестидесятников. Хотя это разные 1960-е. Их можно поставить рядом и увидеть, как двигаются писательские судьбы в разных литературах.
Нобелевская премия с некоторых пор была тесно пришита к политике. Комитет желает вернуть репутацию. Говорят: "Хотим показывать не политические настроения, а что происходит в письме во всем мире". Луиза Глюк для этого - идеальная кандидатура.
Комментарии