Девять лет в столичном Молодом театре показывают драму Генрика Ибсена "Гедда Габлер". Главную роль в ней исполняет актриса Лидия Вовкун, жена министра культуры.
— Скоро можно будет нас в Книгу рекордов записывать, — смеется. — Кажется, ни одно представление Ибсена на украинской сцене не шло так долго. Мой муж смотрел "Гедду" раз 10. Очень любит ее. В ней актеры так тонко чувствуют друг друга, что иногда не играют, а как будто поют.
Актриса прогуливается в парке Шевченко в Киеве. Подбрасывает носаками модельных сапожек каштаны. Одета в широкие серые брюки и короткий жакет.
— Какая красивая выдалась осень, — поднимает глаза кверху. — А какое синее небо. Не теряйте небо в глазах. Всегда смотрите вверх, а не под ноги. Как потеряете, будете вот так ходить, — с горбливается, опускает голову.
16 лет Лидия Вовкун работала в Черновицком муздрамтеатре.
— Я из крестьянской семьи. До сих пор не понимаю, откуда у меня желание быть актрисой. Это как будто предназначено было. С мужем познакомились в театральном институте, он тоже был мне предназначен, — смеется. — Когда училась в Луцком культурно-просетительском училище, приехала профессор Валентина Зимняя, которая набирала курс в театральный институт. Сразу заметила меня, пригласила в Киев. Но я не поехала — мама посоветовала сначала закончить училище. В следующем году поступила на второй курс театрального института, а Василий учился у Валентины Ивановны.
Поднимает два маленьких каштана. Говорит, напоминают ей о сыне и 2-летнем внуке, которые родились осенью.
— Сын Святослав актерскую традицию не продолжил, закончил Институт международных отношений. Каждый должен быть на своем месте. Когда в 1999-м переехала в Киев, два года не работала в театре. Думала, буду борщ варить мужу. Но не выдержала, пошла преподавать сценическую речь. Потом начала ходить в столичные театры, искала свой. Увидела "Дон Жуана" в Молодом, поняла — это мое. После представления подошла к Станиславу Моисееву (директор, художественный руководитель театра. — "ГПУ") и попросилась на работу. Принесла свои видео с представлениями. Он сразу предложил сыграть Гедду Габлер.
После представления подошла к Моисееву и попросилась на работу
Лидия Вовкун играет в четырех спектаклях. Каждый возила показывать в Черновцы.
— Это так, как будто я поддерживаю связь с родиной, — делает жест, будто ведет нить. — На одно представление пришел мой бывший коллега, он бросил актерство и стал чиновником. Сказал: "Какая ты молодец, что не сошла со своей тропинки". В жизни много искушений.
В 2008-м Лидия Вовкун получила звание народной артистки.
— Это было в декабре, на Николая. Позвонил муж и говорит: знаешь, какой тебе Николай подарок принес?
Год назад вместе со столичным режис сером Еленой Шапаренко создала монопредставление "Эмили". Оно об американской поэтессе Эмили Дикинсон, к которой слава пришла через 100 лет после смерти. Она написала 1175 стихотворений, а при жизни опубликовала семь.
— Я играю Эмили, которой исполнилось 50 лет. Она отшельница и чудачка, но остается верна себе. Не думайте, что я сравниваю себя с гениальной Дикинсон. Просто она мне очень близка по духу.
Первое монопредставление по лирике Лины Костенко поставил Василий Вовкун.
— Это было еще в Черновцах. Когда показывали его в Киеве, пригласили Костенко. Она не слишком щедрая на комплименты, но ей понравилось. Пригласила нас домой на чай, мы разговаривали всю ночь.
— С мужем работать сложно?
— Иногда забываешь, что он — не муж, а режиссер. Все претензии воспринимаешь как личные обиды. Больше вместе мы ничего не ставили.
Говорит, с Василием Вовкуном часто советуются.
— Когда надумал ехать в Киев, советовался со мной: как скажешь, так и будет. Я понимала, что для мужа важно найти себя, поэтому отпустила. А через восемь лет приехала сама.
Комментарии
3