Трудно быть одновременно суперпопулярным и известным узкому кругу ценителей. Писателю Константину Москальцу, 44 года, едва ли не единственному в украинской литературе удается совместить эти противоположные вещи. Во-первых, все слышали песню "Она" ("Завтра прийде до кімнати") его авторства в исполнении Тараса Чубая и группы "Плач Еремії" — этот бесспорный гимн депрессивных девяностых. Во-вторых, существует еще одна — тихая и глубокая ипостась творца медитативной лирики ("Думи", 1989, "Нічні пастухи буття", 2001), тонкой созерцательной прозы ("Ранняя осень", 2000) и блестящей эс сеи стики ("Человек на льдине", 1999). Ипостась писателя-отшельника, живущего в построенной собственноручно Келье Чайной Розы в околицах Бахмача на Черниговщине.
Писатель принадлежит к поколению восьмидесятников, полностью изменившему лицо современной литературы. Для удобства литераторов-восьмидесятников разделили на так называемых метафористо в и исповедников. Костя Москальца невозможно определить однозначно, потому что в его случае "чистый художник", образотворец, постоянно находится в творческом конфликте с философом, пытающимся пролож ить тропинку к познанию истины. Следовательно, в писателе спорят "поэзия" и "правда", но ни одна из них не способна победить.
В 1989-м он победил в номинации "авторская песня" на фестивале "Червона Рута"
"Сначала было одиночество…" — можно было бы написать о писателе. Но это "слишком громкое одиночество", потому что Москалец возможно сильнее всего привязан к литературной традиции, которую от Василя Стуса и Владимира Свидзинского и "высоких" европейских можно провести к немецким романтикам Новалису и Кляйсту.
Невозможно также обойти его "востокозависимость". Москалец — последовательный "созерцатель" и дзен-буддист нашей литературы. Возможно, поэтому его не интересуют внешние эффекты и успех, оставшиеся в другом времени. Как, например, участие во львовском театре "Не журись" и карьера барда. Сейчас трудно представить, что в 1989 году Москалец победил в номинации "авторская песня" на фестивале "Червона Рута".
Представленный отрывок демонстрирует Москальца " рокового" — современного, остроумного и энергичного. И это, бесспорно, доказательство его феноменальности, ведь Москальца невозможно определить однозначно. Это целый континент, где, кажется, всякое бывает и всему может найтись место.
Комментарии