На автобусной остановке в селе Билогородка под Киевом 32-летний Юрко Фединский забирает меня на белом микроавтобусе. Едем по селу еще 10 мин. Потом на веранде дома Юрко пьем чай.
С 1998-го американский гражданин Юрко Фединский живет в Украине. В США он был учеником бандуриста Юлиана Китастого. Совершенствовать музыкальное мастерство решил во Львовской и Киевской консерваториях. Был гитаристом в группе "Гайдамаки". В настоящее время играет в собственной этно-рок-группе "КарпатіанS", ансамбле украинской старинной музыки "Хорея казацкий", исполняет думы.
— Здесь я только месяц, — рассказывает Юрко о своем теперешнем помещении. — Раньше жил на Нивках, потом в Боярке. Переезжал, когда хозяева повышали арендную плату. Сейчас плачу символические 100 долларов в месяц. Потому что этот дом — дача знакомых. Проблема только, что нет воды и газа. Да и для ребят тяжело ежедневно ко мне на репетиции добираться.
У тебя не только украинские корни?
— Да, мой отец Эрик Бревер имеет кельтскую, английскую, скандинавскую и немецкую кровь. Но, прожив 23 года с украинкой — моей мамой, уже в известной степени украинизировался. Он любит Украину, приезжал сюда строить баптистский комплекс. Я родился на Святого Юрия, поэтому вопросов, как меня назвать, не возникало. В честь деда я стал Юрко Фединским. Отец не был против. А мой старший брат Эрик-Маркус носит его фамилию.
Почему ты остался жить в Украине?
— Когда приехал, думал, полгода поучусь в консерватории и вернусь. Отбыл год и поехал в Нью-Йорк. Когда же "Гайдамаки" предложили играть вместе, я все продал и приехал опять. Хотя Киев оказался значительно более дорогим городом: в центре Манхэттена я снимал квартиру за 400 долларов. Но здесь моя родина. Мечтаю стать гражданином Украины.
В мире увлекаются именно американской культурой...
— Я не люблю американской культуры. Она экспериментальна. После терактов 11 сентября 2001 года Америка уже не такая, как была. Многие бегут из США. А новая волна эмиграции — это преимущественно необразованные люди без всякой культуры. Они ищут меркантильную американскую жизнь, увиденную в голливудских фильмах. Многие вообще не говорят на английском — ранее такого не могло быть.
Сыновья мастеров предпочитают изготовлять двери, окна
В Украине есть культурная динамика. В конечном итоге, это старый мир, со своими давними традициями. За Украиной будущее всей Европы. Например, у нас сохранились думы — уникальная форма народного творчества. В Германии древний эпос утратили. Реконструировать его могут лишь на примере украинских исторических песен. Вон киевского кобзаря Тараса Компаниченко приглашали в Базель учить швейцарцев исполнять рыцарские песни.
Какой из музыкальных проектов для тебя важнее?
— "Хорея казацкий" — ансамбль, который исполняет украинскую музыку эпохи Возрождения и барокко. До нас этим никто не занимался. Разве что Константин Чеченя с Ниной Матвиенко. Но в репертуаре их ансамбля древняя музыка всей Европы. Спонсоры уже дают 5 тысяч долларов на запись альбома. Из Торонто может приехать мой друг звукорежиссер Орест Сушко. Он обладатель "Гремми". Хотим сначала сделать на домашней студии демо-версию альбома, чтобы услышать все недостатки.
Где берете инструменты, чтобы исполнять старинную музыку?
— Большую часть делаем сами. Только басоля у нас фабричная. За чертежами литавр ездили в Днепропетровский исторический музей. В Переяславе нашли инструмент, похожий на торбан гетмана Ивана Мазепы. Чертежи с него дали ужгородскому мастеру Степану Тихоненко — у него большая практика изготовления ренессансных инструментов. А торбан Мазепы — это и есть лютня, только больше струн и дополнительная головка на грифе для контрбасов.
Когда-то народные инструменты производили целые фабрики в Чернигове и Каменце-Подольском. Теперь мастеров, которые делали бы хорошие бандуры, кобзы, почти нет. А те, которые остались, — пожилые люди. Их сыновья делать музыкальные инструментов не хотят — предпочитают изготовлять двери, окна, мебель.
Фединский понимается, идет к дому, возвращается с кобзой. Инструмент еще не покрыт лаком.
— Копия кобзы Остапа Вересая, — показывает. — Спешил к выступлению на фестивале "Країна мрій", покрыть лаком не успел, — объясняет. — Это первый инструмент, который я от начала до конца сделал своими руками. Потратил месяц. Хочу в Киеве открыть магазин-музей украинских инструментов. Наши заказчики — преимущественно из диаспоры. Украинские музыканты пока еще не могут себе такое позволить. Кобза или бандура, изготовленная мастером, стоит тысячу долларов, лира — полторы, торбан — две.
Комментарии
2