— Настоящий фотопортрет — это история жизни, схваченная в один момент, — говорит столичный фотограф 85-летний Леонид Левит.
Более 50 лет работает в жанре психологического портрета.
- Взял в руки фотоаппарат в 33 года. Работал тогда токарем на заводе Патона, - Леонид Левит садится в кресло возле стола. Живет в двухкомнатной квартире на ул. Франко в столице. В гостиной стоит рояль, на стенах - портреты композиторов Святослава Рихтера, Арама Хачарутяна, Анатолия Кос-Анатольского. - Сначала фотографировал своих заводских товарищей. Мои работы начали занимать первые места на выставках. Тогда понял, фотография - моя страсть.
Леонид Александрович родился в Москве.
- Во время войны нас эвакуировали в Свердловск. Там работал на заводе, где делали танки. Вечерами пропадал в филармонии, так как душа лежала к искусству. Познакомился с киевлянкой, с которой после войны разъехались. Полтора года писали письма. Больше не выдержал, собрал вещи и поехал в Киев. Устроился на завод Патона. Хотел пойти учиться, но не вышло. В приемной комиссии художественного института сказали: "Вы еврей, поэтому образования не получите". Я плюнул на всех тех бюрократов и мерзавцев и занялся самообразованием.
Вспоминает, как в1965-ом снимал клоуна Олега Попова.
- Хотел сделать психологический портрет, но у меня ничего не вышло. Он очень закрытый. Без грима похож на подозрительного мужчину - нос с горбинкой, голова лысая. После того как оделся и загримировался, стал другим человеком. Портрет хороший вышел, но видно, что это его сценическая маска.
Достает с полки книжку Николая Шудри "Философия фотопортрета". Показывает фотографию художницы Марии Примаченко.
- В 1990 году мне позвонила скульптор Галина Кальченко. Говорит: "У меня к вам экстраординарное дело. Сейчас ко мне в мастерскую из села Болотня привезут Марию Примаченко". Когда она зашла в комнату, увидел такую красоту, такую роскошь. Она была настоящим олицетворением украинской души. Разволновался, но собрался и начал с ней говорить. Говорили об искусстве, ее картинах. Сейчас этот портрет висит в Украинском доме.
Труднее всего было работать с русским композитором Дмитрием Шостаковичем.
- Я - единственный, кто снял его без очков. Чтобы уговорить снять их, стал перед ним на колени. Он был очень воспитанный, начал хватать меня за руки, просил встать. 10 минут его уговаривал.
В прошлом году Левит бесплатно передал в библиотеку Вернадского 500 портретов.
- Они долго ждали, что я выпишу им счет за эти работы. Но я реалист. Понимаю, что скоро умирать, поэтому отдал все бесплатно. Никогда не брал денег с тех, кого фотографировал. Я имел работу, неплохо зарабатывал, а фотографировал для души.
Несколько лет тому назад Левит делал портреты членов Союза писателей.
- Несколько человек пришли на сеанс пьяными, таких сразу выставлял за двери. Заходили ко мне и говорили: "А вы знаете, что я - член Союза?". Если так ведут себя, значат, они духовно бедные. С ними не стоит работать, так как ничего не выйдет. Нескольких человек снял, но не печатал фотографии.
Комментарии