— Мелким фермерам недостает денег на посевную кампанию, — говорит эксперт. — Поднялись цены на минеральные удобрения, в почвы их внесено гораздо меньше, чем в прошлом году. Из-за этого собрать много зерна с гектара частники не смогут.
На 1 ноября под озимые культуры засеяли около 9 миллионов гектаров. Больше, чем в прошлом году, посеяли пшеницы и ржи. Но сократили площади под ячмень — приблизительно на 15 процентов. А именно ячменем мы больше всего торгуем в мире. Почти на четверть уменьшились площади под озимый рапс, из которого производят биотопливо и масло. Ни гречневого, ни сахарного дефицита в следующем году мы не испытаем, поскольку государство покроет недостаток импортом.
Аграрии остались без денег из-за неудачной сельскохозяйственной политики Кабмина. Правительство не возместило им экспортный налог на добавленную стоимость, зато выпустило облигации и заставило продавать их инвестиционным компаниям, банкам, иностранным финансовым структурам. Но что такое облигация на 100 гривен экспортного НДС с годовой прибыльностью 5 процентов? Это бумажка. Чтобы превратить ее в живые деньги, фермеру приходилось продавать ее в среднем со скидкой 12,5 процента — за 87,5 гривен.
Во-вторых, Аграрный фонд должен был закупить 5 миллионов тонн зерна в Государственный запас. Денег для этого, правда, не нашли. Когда производство зерновых в мире сократилось, а в июле цены выросли на 35–40 процентов, правительство не только не поддержало производителя на внутреннем рынке, но и начало вручную сдерживать экспорт. Суда и железнодорожные вагоны с хлебом простаивали. Это еще больше "подогрело" мировые цены, поскольку спрос на нашие зерновые оставался большим, а предложение стало ограниченным. В результате цены на зерно на внутреннем рынке упали незначительно. Но это не сдержало маховик инфляции. До конца года она может достичь 13 процентов, а это уже за чертой требований Международного валютного фонда.
Не исключаю, что правительство и дальше будет сдерживать цены в ручном режиме. Фермерам остается или продавать зерно дешевле, или действовать по принципу "пусть оно лучше сгниет, чем отдам за бесценок". Многие выбирают первый вариант и недополучают средства.
Компенсировать нехватку денег нечем. По большей части украинские малые и средние аграрии не имеют доступа к кредитным ресурсам за рубежом. В отечественных банках ставки составляют в среднем 20 процентов годовых — такое кредитование им не по силам. В итоге — ни зарплат фермерам, ни инфраструктуры для хранения урожая, ни развития бизнеса.
Комментарии