Железная дорога является ведущей отраслью транспортного комплекса Украины. На нее приходится 72% перевозок всех грузов. На предприятиях "Укрзалізниці" работают 340 тыс. человек. Исправно платятся все налоги. Однако из-за неиндексации тарифов на грузовые перевозки в отрасли будет быстро сокращаться количество вагонов и локомотивов. А это значит, что уже в ближайшее время много грузов перевозить будет просто нечем.
- Грузовые перевозки - главная составляющая прибылей "Укрзалізниці", - рассказывает начальник главного коммерческого управления "Укрзалізниці" Юрий Меркулов, 38 лет. - За 10 месяцев нынешнего года объемы перевозок уменьшились - в основном, за счет уменьшения транзитных грузов на 18 процентов. При этом экспортно-импортные перевозки выросли, а внутренние сократились на 4 процента.
Одной из причин падения перевозок специалист называет недостаток вагонов. Ведь за последние 10 лет "списали" 150 тыс. вагонов. На октябрь 2012-го "Укрзалізниця" имела 126 тыс. вагонов, треть из которых - очень старые. В этом году надлежит отправить в металлолом 11 тыс. вагонов.
- С такими темпами старения парка в следующем году мы не сможем перевезти около 70 миллионов тонн грузов, то есть 12-15 процентов всех грузов экономики Украины, - отмечает Юрий Анатолиевич.
Железная дорога пытается продлить сроки эксплуатации вагонов, привлечь кредиты на ремонт и приобретение нового состава, сотрудничать с лизинговыми компаниями. Но этого недостаточно.
- Хочу отметить, что только через сдерживание тарифов в 2012-ом отрасль в целом недополучила 2 миллиарда гривен. А, учитывая статус предприятия, - мы 100-процентное государственное предприятие - государственный бюджет недополучил соответственно 735 миллионов гривен налоговых поступлений, - продолжает Юрий Меркулов.
Если говорить о структуре тарифов, то на сегодняшний день в ней отсутствует инвестиционная составляющая. Все дополнительно привлеченные инвестиционные средства - это кредиты. И без общей индексации тарифов, хотя бы на уровень экономически обоснованных цен, они являются довольно тяжелой ношей. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой отставания роста грузовых тарифов от индекса цен производителей промышленной продукции и от инфляционных процессов, которые длятся в государстве. Опять же, растут цены на продукцию, которую покупают для потребностей железной дороги: стрелочные переводы, шпалы, железобетонные изделия, вагонное литье.
Тарифы "Укрзалізниці" на перевозку грузов - самые низкие среди стран бывшего СССР и Европы. В Польше они выше украинских в 4,4 раза, в Беларуси - почти вдвое, в России - в 1,5 раза. Тарифы "Укрзалізниці" не учитывают, что давно выросла цена на промышленную продукцию, которую перевозят железнодорожники. Не стоит на месте инфляция. Выросли зарплаты.
Железной дороге не хватает средств инвестировать в развитие инфраструктуры, закупку подвижного состава. Изношенность вагонов составляет более 85% имеющегося парка. Электровозов - 94%. Железная дорога доходит до предела, за которым уже нельзя гарантировать безопасность перевозок.
На обновление подвижного состава железной дороги в ближайшие 10 лет необходимо более 180 млрд грн.
Только 6 млрд грн необходимо тратить ежегодно на обновление парка грузовых вагонов. В целом их надо закупать до 8 тысяч. Новая техника не будет нуждаться в постоянном ремонте, более энергосберегающая, а значит, значительно более дешевая в эксплуатации. Это позволит нарастить прибыль компании.
Средства на обновление отрасль получает, беря кредиты. Но это не панацея. За кредиты надо рассчитываться. Это будет невозможно при таких низких тарифах на перевозку.
- Железнодорожники выступили с инициативой индексации тарифов в следующем году на 12,2 процента, - отмечает Юрий Меркулов. - Надеемся, что это предложение поддержит Минэкономразвития и Министерство инфраструктуры Украины.
Отрасли могли бы помочь дешевые кредиты по ставке, которая не превышает ставку рефинансирования Нацбанка. Но для решения этого вопроса необходима воля государства. Если же не обновлять вагоны и локомотивы, железная дорога и государственные операторские компании будут терять рынок перевозок. Без дополнительных инвестиций и долговременной стимулирующей тарифной политики парк грузового подвижного состава "Укрзалізниці" будет сокращаться быстрыми темпами и в больших масштабах. А это значит, что отечественные предприятия останутся с невывезенной продукцией, будут зависеть от воли частных операторов подвижного состава, а бюджет недосчитается гарантированных поступлений.
8
миллиардов гривен составят убытки "Укрзалізниці" в 2012 году от перевозок пассажиров. Эти расходы перекрываются за счет грузовых перевозок. В этом году грузовые перевозки дали отрасли 30,1 млрд грн заработка. За эти средства ремонтировали колеи, вагоны, локомотивы. "Укрзалізниця" активно участвовала в инвестиционных проектах к Евро- 2012 - отремонтированы вокзалы, приобретены новые электропоезда.
Комментарии