пятница, 30 ноября 2012 07:15

"Закон о референдуме превратил парламент в нуль"

Автор: фото: Тарас Подолян
 

В подписанном президентом законе о всеукраинском референдуме кроется пять опасностей, убежден законодатель и политик Степан Гавриш, 60 лет. Они могут коренным образом изменить роль парламента в Украине и перераспределить власть в пользу главы государства.

- Во-первых, из процесса экспертизы результатов референдума изъяли Конституционный суд, - говорит Гавриш. - В нем не могут обжаловаться решения, которые одобряют на референдуме или вопросы, которые там выносятся. Даже если они неконституционны. В то же время, эти конституционные полномочия передали Центральной избирательной комиссии, что совершенно не отвечает ее статусу. Она не имеет права определять конституционность вопросов, которые утверждает. И второй субъект, кому эти полномочия передали - сам президент. Он - гарант соблюдения Конституции, но это же не значит, что он субъект определения конституционности акта. Исключение Конституционного суда делает его рядовым органом судебной власти. Это беспрецедентный шаг.

Во-вторых, закон вышел за пределы Конституции, нарушив все балансы власти и процедур, установленные еще в 1996 году. Отныне на референдуме могут принимать и саму Конституцию, и изменения в нее. То есть, ввел понятие конституционного референдума. Позволили проведение и "законодательного референдума" - теперь на референдуме могут принимать и отдельные законы. Вся беда в том, что их потом нельзя изменить, как обычный закон. По существу, введена вторая законодательная палата, наряду с Верховной Радой. Любой закон можно принять, в обход парламента. И упразднить тоже. Это размоет всю законодательную ветвь власти.

В-третьих, есть неконституционность в процедуре проведения референдума, в регистрации инициативной группы, сбора подписей и тому подобное. Ее выстроили таким образом, что руководить ею может только власть. В законе построили немало внутренних "перегородок" - на уровне ЦИК, Администрации президента, от которых должны быть разрешения и согласования. Это делает невозможной любую инициативу от граждан или оппозиции. Еще опаснее, что в областях, где правящая партия имеет меньшинство, можно просто не позволить инициативной группе или местной власти образовывать избирательные комиссии по референдуму. Их будут формировать государственные администрации. Решения этих комиссий уже не будут зависеть ни от кворума, ни от того, подписал кто-то протоколы или нет. То есть, вероятность фальсификаций очень высока.

В-четвертых, решение референдума вступает в силу не после его опубликования, а с момента объявления результатов референдума на заседании ЦИК. Но это не соответствует процедуре утверждения законов. В то же время, неважно, какая будет явка на референдуме. Решение, обязательное для целой страны, будет приниматься простым большинством тех, кто на него придет.

И последнее, пятое. Сами вопросы для референдума будет определять инициативная группа и будет принимать ЦИК. А их могут формулировать совсем по-разному. Ведь все помнят, какие вопросы задавали на референдум о сохранении СССР. Если, скажем, будут спрашивать: "Вы за вступление в Таможенный союз, что обеспечит Украине увеличение доходов на 50 процентов?" Конечно, все "за". Но как это потом проверить? Следовательно, власть может протянуть через референдум все, что хочет. Поэтому закон о референдуме превратил парламент в нуль. Теперь людьми будут манипулировать таким способом: "Оппозиция блокирует парламент, он не работает, а вы, украинский народ, покажите им, как надо принимать законы".

Оппозиция могла бы опротестовать данный закон в Конституционном суде. Но она ведет себя очень странно. Они не оппонируют данному закону, а хотят его использовать для освобождения Тимошенко. После такого уже нельзя будет апеллировать о неконституционности закона в Конституционный суд или к Европейскому Союзу. Данный закон - одно из многих поражений оппозиции, вместе с законом о выборах, о языках, проигранными выборами и отстаиванием их результатов. В Конституционный суд нужно подавать немедленно. Конечно, это будет формальность. Но так к этому вопросу можно привлечь внимание европейских институций - ни одно предостережение Венецианской комиссии авторы закона о референдуме не учли.

Сейчас вы читаете новость «"Закон о референдуме превратил парламент в нуль"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

17

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть