Ексклюзивы
пятница, 26 февраля 2016 07:25

За введение военного положения два года назад проголосовал только Турчинов

— Председатель Верховного совета Крыма Константинов и новоизбранный премьер Аксенов сотрудничают с военными Черноморского флота Российской Федерации. Принимают участие в планировании и осуществлении провокаций переодетыми военнослужащими, — докладывает глава СБУ Валентин Наливайченко 28 февраля позапрошлого года на заседании Совета национальной безопасности и обороны в зале заседаний Верховной Рады.

Присутствуют около 50 человек. Среди них — премьер-министр Арсений Яценюк, первый вице-премьер Виталий Ярема, и.о. министра обороны Игорь Тенюх, министр иностранных дел Андрей Дещица, глава МВД Арсен Аваков, генпрокурор Олег Махницкий, глава Нацбанка Степан Кубив, руководитель партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко. Председательствует спикер и и.о. главы государства Александр Турчинов.

Обсуждают ситуацию в Крыму. Должны решить — противостоять ли там агрессии Кремля. Как раз тогда полуостров захватывали российские войска. Они были без опознавательных знаков. Выдавали себя за местных жителей.

Обнародованная 22 февраля 2016 года стенограмма заседания СНБО свидетельствует, как на события в Крыму реагировала киевская власть.

— Наши военные и силовики деморализованы. Спецназначенцы из "Беркута" перешли на сторону врага. Аэропорты берут под контроль переодетые военнослужащие, — говорит Наливайченко. — Военная часть аэропорта "Бельбек" окружена, по периметру стоит тяжелая техника. Нагнетают ситуацию и ожидают, что кто-то с украинской стороны среагирует на провокации. Это даст им повод применить оружие. И есть массовая поддержка населением действий России.

— Под прикрытием учений российские войска концентрируются вдоль границы, — говорит и.о. министра обороны Игорь Тенюх. — Это подготовка к вторжению — на киевском, харьковском и донецком направлениях. Командующий российским Черноморским флотом сказал, что они пойдут до конца.

Мы не готовы к полномасштабной войне. Нужно время, жесткая реакция мира, его помощь. У нас нет армии, она системно уничтожалась Януковичем. Из всей Украины можем собрать около 5 тысяч военнослужащих. Бросить их в Крым. Но мы их там просто положим. А что делать с тысячами километров границы и подготовкой России к вторжению? Если ее войска утром зайдут в Чернигов, то вечером будут в Киеве.

— Какова боеспособная составляющая наших сил в Крыму? — спрашивает Турчинов.

— Готовых применить оружие — до 2 тысяч. С российской стороны — больше 20 тысяч человек, — говорит Тенюх.

— Москва пойдет до конца. А мы, к сожалению, не готовы к военной операции, — говорит премьер Арсений Яценюк. — Нужно, чтобы агрессию России рассмотрели в Совете безопасности ООН, привлекать ОБСЕ. Нужно идентифицировать лица, которые захватывают объекты. Собрать фото- и видеодоказательства. Имеет ли Россия право увеличивать численность военного контингента в Крыму?

— Не имеет, но мы это не контролируем. Их десантные корабли заходят на любую точку побережья, — отвечает Тенюх.

— Агрессия России может перерасти в полномасштабную войну. К этому нужно готовиться, — говорит Турчинов.

Поручает силовым структурам задержать сепаратистов на полуострове. Через средства массовой информации объяснять крымчанам, что Киев им не враг, перетягивать на украинскую сторону тамошние элиты.

— Действия в Крыму можно квалифицировать как вооруженное нападение. Есть основания ввести военное положение, — говорит генпрокурор Олег Махницкий.

— Введение военного положения— это объявление войны России, — говорит Яценюк. — Будет заявление Москвы "о защите русскоязычных граждан". Этот сценарий написала Россия, и мы в него лезем. Нужно решать через политические консультации и иностранных посредников. Нужно выиграть время, чтобы реформировать силовой блок.

Заседание прерывают, потому что Турчинову звонит председатель Госдумы России Сергей Нарышкин. После разговора Турчинов пересказывает: Нарышкин передал угрозы от Путина и намекнул на введение войск не только в Крым.

Турчинов ставит на голосование вопрос о введении военного положения.

— Вы что, не видите, что я руку держу? — прерывает Тимошенко. — Путин хочет реализовать абхазский сценарий. Только и ждет, чтобы мы дали повод. Саакашвили повелся на его провокацию — и проиграл. Если бы у нас был шанс выиграть у Путина, я бы поддержала активные действия. Зарубежные партнеры просят не делать никаких движений. Должны их послушать. Ни один танк не должен выехать из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие. Никакого военного положения. Должны вести себя как голуби мира.

— Американцы и немцы просят нас не прибегать к активным действиям. Потому что Путин использует это для начала вторжения, — говорит Наливайченко.

— Россияне будут считаться лишь с сильными, — говорит Турчинов. — Нам нужна мобилизация. Нужно перебрасывать войска с запада на юг и восток.

— Если танки будут ездить по улицам городов — это спровоцирует панику, — перебивает Тимошенко.

— Еще большая паника будет, если российские танки поедут по Крещатику, — говорит Турчинов. — Должны быть в состоянии защищаться. Даже если не дождемся помощи Запада. Поэтому ставлю на голосование решение о введении военного положения.

"За" голосует только Турчинов.

Наша военная элита оказалась беспомощной

— Очень важно, что стенограмму заседания Совета нацбезопасности и обороны обнародовали. Украинские политики научатся отвечать за свои действия. Ведь нет ничего тайного, что не стало бы явным, — говорит 56-летний историк Ярослав Грицак.

— Для правящей элиты с 1991 года реформы не были приоритетом. Страну поддерживали для властвования, политических и экономических манипуляций. Не забывая о собственных интересах, — продолжает Грицак. — Армии не было и во времена Кучмы. Мы очень недооценивали российскую угрозу. Немногие говорили : она — реальна.

В истории страны это первый документ из секретного обращения, который так быстро стал доступен общественности. Помним ситуацию с пленками майора Николая Мельниченко. Но то был скандал. Случай со стенограммой значит — дискуссии в политике впервые становятся открытыми. Это переломный момент. Украина отвязывается от пуповины русского мира.

Наша военная элита оказалась беспомощной перед угрозой со стороны России в 2014 году. А в более широком плане — против разармливания Украины. Она наблюдала, как страна теряла свою военную силу. Потому что армейскую структуру умножили на советский способ мышления. Оба предусматривают иерархию, принятие приказов сверху без обсуждения, невозможность ведения дискуссий. Имею надежду, что когда-то министром обороны будет не военный, а общественная, политическая или публичная фигура. Структура армии требует перезагрузки. Не думаю, что она может выйти из среды самой армии.

Возможно, обнародование стенограммы — часть политической борьбы. Допускаю, это выгодно тем, кто боится усиления позиций Юлии Тимошенко перед возможными досрочными выборами в Верховную Раду. Для нее это — потеря репутации. Потому что на публике она изображала из себя ястреба, которым в действительности никогда не была.

Назар ВАЛЬЧУК

Сейчас вы читаете новость «За введение военного положения два года назад проголосовал только Турчинов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть