Ексклюзивы
вторник, 16 октября 2007 15:50

"За решеткой находятся около 90 детей в возрасте до трех лет"

  Наталия Калашник: ”Пробация в 24 раза дешевле содержания человека за решеткой”
Наталия Калашник: ”Пробация в 24 раза дешевле содержания человека за решеткой”

Заместитель Председателя Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний Наталия Калашник, 52 года, говорит, что школы теперь есть в каждом учреждении исполнения наказаний.

 

Сколько сейчас людей в Украине находится за решеткой?

— В 2005 году у нас было 416 заключенных на 100 тысяч населения. Тогда Украина занимала третье место в Европе по количеству осужденных. Сегодня она уже на одиннадцатом. То есть сейчас у нас 328 осужденных на 100 тысяч населения. Есть стойкая тенденция к уменьшению этого количества. На 1 октября почти 33 тысячи лиц находятся под стражей в 32 следственных изоляторах и около 119 тысяч осужденных отбывают наказание в 138 исправительных учреждениях.

Говорят, в последнее время украинская тюрьма "помолодела". Почему?

— Кому суд выносит приговор, с теми и работаем. Действительно, около 60 процентов заключенных — люди в возрасте до 35 лет. Есть у нас два женских учреждения с детскими домами — в Одессе и Чернигове. Сейчас за решеткой вместе с мамами находятся около 90 детей в возрасте до трех лет.

Сколько в Украине колоний для несовершеннолетних?

— Десять. До сентября были одиннадцать, но одну закрыли, потому что сокращается количество осужденных подростков. Однако будущее по этому вопросу — за центрами воспитания и обучения.

Что такое пробаци я?

— Это когда человек, который совершил правонарушение, продолжает жить и работать в открытом обществе, но под постоянным контролем и, по возможности, с социально-психологическим сопровождением. Такая форма наказания является альтернативой заключению и более целесообразной экономически. Она в нашем государстве сегодня в 24 раза дешевле содержания человека за решеткой. При этом даже в Швеции в 16 раз дешевле. Сейчас на учете криминально-исполнительной инспекции находится около 150 тысяч людей. В целом имеем 703 подразделения криминально-исполнительной инспекции. В последующем именно она должна стать основой для создания разветвленной сети службы пробации в Украине.

Какой процент людей, отбывающих наказание таким образом, снова совершают преступления?

— Рецидив среди приговоренных к альтернативным видам наказаний составляет где-то 1 процент. В то же время, по данным общественных организаций, повторно преступления совершают около 20 процентов людей, которые вышли из мест лишения свободы. После длительного срока заключения человеку нелегко привыкнуть к нормам и стандартам жизни в открытом обществе. Потому именно ресоци али заци я является краеугольным камнем деятельности пенитенциарной системы.

В целом в Украине есть своя историческая школа исполнения наказаний.

Что имеется в виду?

— До XVII века у нас вообще не было тюрем как таковых. Первая тюрьма появилась после Полтавской битвы, то есть в 1710 году. Были наказаны сторонники гетмана Ивана Мазепы, которых вывезли в поселок Лебедин, неподалеку от Охтырки. До этого в Украине существовали только лагеря для военнопленных, где работали вояки в отставке, уважаемые и опытные люди, которые знали по несколько языков. Главным принципом содержания военнопленных было сохранение как жизни, так и достоинства человека.

А что происходит сейчас?

— Идет гуманизация пенитенциарной системы, в первую очередь — ее педагоги заци я. Цель — возвращение законопослушного, способного к социально полезному труду человека в общество. Это главное в концепции последующего развития системы исполнения наказаний в Украине. Сейчас вокруг вопросов жизнедеятельности системы уже сплотились одиннадцать министерств и ведомств, вместе с которыми и осуществляются мероприятия по улучшению ситуации в местах лишения свободы и создания службы пробации.

Что именно делается?

— Например, Министерство образования и науки вернуло в места лишения свободы  школы. Учебные заведения закрыли в зонах в начале века. А теперь они есть  в каждом учреждении исполнения наказаний, даже в следственных изоляторах. В этих учебных заведениях выдают документы общего образца Минобразования. В них не пишется, что школа — в тюрьме.

Около 60 процентов заключенных — люди в возрасте до 35 лет

В учреждениях криминально-исполнительной службы еще до этого года находились свыше 22 тысяч малограмотных людей, к которых не было среднего школьного образования. А полторы тысячи из них даже читали плохо. Сейчас увеличивается количество заключенных, которые хотят иметь полное среднее и даже высшее образование.

А этот год мы "условно" объявили годом профтехобразования. Потому что в местах лишения свободы были закрыты и большинство профтехучилищ. Сейчас возобновлена работа 76 заведений профтехобразования, а всего системе необходимо иметь 130. Некоторые специальности, к сожалению, устарели, неконкурентоспособны на рынке труда, поэтому их нужно менять. Это одно из направлений дальнейшего развития пенитенциарной системы и разветвленного сотрудничества с Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной политики, Министерством по делам семьи, молодежи и спорта и т.п.

Может ли осужденный получить высшее образование?

— Тем, кто уже получил полное школьное или профтехообразование и хорошо показал себя, мы даем рекомендации на получение высшего образования. В этом году 90 осужденных уже имеют такой доступ.

Наибольшее внимание в вопросах образования уделяем учреждениям для несовершеннолетних.

В Мелитополе есть колония для девочек в возрасте от 14 до 18 лет, их там 115. На ее основе планируется открыть первый в местах лишения свободы колледж, который  будет готовить младших медсестер.

Почему?

— Эти девушки обладают определенными чертами характера. Они физически крепкие, смелые, сообразительные в критических ситуациях. Несколько из них уже прошли такой курс обучения по индивидуальным программам. На свободе у них есть хорошая перспектива трудоустройства.

Это новый подход?

— Да. Мы пытаемся отрицательные черты характера человека обернуть на пользу общества. Это наш украинский подход. Но нас поддерживают международные организации, которые делятся опытом такой работы, оказывают техническую помощь.

Что негативное видите в системе?

— В первую очередь, это отбор кандидатов на работу и подготовка кадров. В Украине нет высшего заведения образования IV уровня аккредитации, которое готовило бы персонал для пенитенциарной системы. В едином государственном классификаторе профессий  пенитенциарий отсутствует. Классификационные требования согласно современным критериям не выписаны. Системе недостает научн о-исследовательски х институтов. Поскольку мы работаем с людьми, каждый шаг должен быть взвешенным и рассматриваться на перспективу.

В то же время обновленные Европейские пенитенциарные правила рекомендуют: 70 процентов персонала должны составлять педагоги, социальные работники, психологи, врачи, инженеры и т. п. И только 30 процентов — юристы, из которых ориентировочно 10 процентов должны работать в местах лишения свободы, а остальные — в системе пробации. То есть на альтернативных видах наказаний, где более нужным является юридическое решение вопросов.

Сейчас вы читаете новость «"За решеткой находятся около 90 детей в возрасте до трех лет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть