Недавно я стал одним из пяти пассажиров дизель-поезда Киев–Вышгород. Когда возвращался в столицу, этим поездом уже ехало 30 человек. Было утро рабочего дня. При стоимости билета 3 грн и цене более 8 тыс. грн за тонну горючего путешествие этим поездом показалось экзотическим. Ведь большинство специалистов пророчило его отмену из-за крайней убыточности перевозок.
Партия регионов организовала громкий старт дизеля с Киева в Вышгород в прошлом году 29 октября, за два дня до выборов. Очевидно, имели политическую цель. Хотя открытие альтернативного пассажирского коридора задолго до того, как автомобильное соединение между городами задохнется от заторов, — это позитивный опыт.
Организационные ошибки в вышгородском проекте увидеть легко. Местные жители завалили горсовет замечаниями и предложениями. Вышгородские острословы сравнивают запуск дизеля со строительством советской Байкало-Амурской магистрали. Хотя бывали и более смешные эпизоды. Юлия Тимошенко перед президентскими выборами торжественно открыла во Львове "городскую электричку" в составе аж одного вагона. Убытки этого проекта за четыре месяца достигли 900 тыс. грн. А столичный мэр Леонид Черновецкий вообще пустил городскую электричку туда, где горожане почти не живут. Поэтому пассажиров к остановке подвозят на автобусах.
Между тем в Украине отменяют действительно нужные пригородные поезда, которые всегда ездили переполненные. Говорят, это ради экономии. И не только в "сытом" пассажирами столичном регионе, но и на Донбассе, где электричка в большой город была последней надеждой трудоустроиться после закрытия шахт.
Имея полный контроль над государством и декларируя готовность к глубоким непопулярным реформам, команда Януковича могла бы создать прозрачную систему инвестирования в железнодорожные пассажироперевозки государственных, коммунальных и частных ресурсов. Многие страны умудряются развивать надежное транспортное сообщение в условиях, когда рельсы принадлежат одним, поезда — другим, а правительство не дает почти ничего. Но новой власти больше нравится традиция дорогого "замыливания глаз" пассажирам.
Комментарии
4