Самым главным приоритетом для Беларуси и Казахстана в евразийском объединительном проекте является получение дешевых энергоресурсов и доступ к российской трубе, - считает эксперт Белорусского института стратегических исследований 33-летний Андрей ЕЛИСЕЕВ:
-?Это позволило бы гнать казахскую нефть по внутренним российским тарифам к белорусским нефтеперерабатывающим заводам. Дальше перерабатывать и продавать на запад Европы.
Почему, будучи участницей Таможенного союза, Беларусь довольно спокойно относится к намерениям Украины подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом?
-?Когда Россия ограничила продажу у себя украинских конфет, Беларусь никаких недостатков в них не нашла. Только запретила транзит по своей территории в Россию. Причина в том, что есть прямые договоренности между Киевом и Минском. Для Беларуси важно поставлять на украинский рынок нефтепродукты и молочные товары. По первому Лукашенко и Янукович договорились еще в июне. Зато Беларусь ратифицировала тогда многострадальный договор о государственной границе. Договориться об импорте нефтепродуктов и молочных товаров было важно для Минска, так как ряд украинских производителей этому противодействовали.
Отношение Беларуси к связанным с Таможенным союзом вопросам продиктовано прагматичными рассуждениями - без какой бы то ни было геополитики?
-?Да. Беларусь тщательно изучает потери и выгоды, которые она будет иметь, старается использовать в свою пользу все щели. Например, пробила для себя в евразийских органах возможность исключить из-под юрисдикции Таможенного союза продукцию из третьих стран, которые поставляют на строительство Островецкой атомной станции (Гродненская область. - "ГПУ"). Под исключения подпадают десятки, если не сотни категорий товаров. Конечно, Беларусь выполняет утвержденные технические регламенты и решения евразийских органов, применяет внешний таможенный тариф - но в то же время пытается максимально оставить себе возможности для маневра.
Это удается?
-?Нет. Уже были по этому поводу критические заявления от Лукашенко. Пока потери от участия Беларуси в Таможенном союзе преобладают над приобретениями. Главная причина - вступление России во всемирную торговую организацию. Поскольку Беларусь не является ее членом, для нее это принесло принудительное открытие рынков. И привело к снижению продаж в России белорусской сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей.
Убытки для нашей экономики совершенно реальны. Для Казахстана они еще больше. Две страны с нетерпением ожидают, что после начала работы Евразийского союза смогут покупать российские энергоресурсы по тамошним ценам и иметь неограниченный доступ к русской трубе.
Это все станет возможным именно после окончательного формирования Евразийского союза?
-?Да. Когда возник Таможенный союз, Россия отложила на будущее решение вопроса энергоресурсов. Так же она сделала, когда заработало с 1 января 2012 года Евразийское экономическое пространство. Но Дмитрий Медведев как-то оговорился: после создания Евразийского союза наступит полная свобода движения товаров и услуг. Белорусская сторона истолковала это как официальное обещание, что цены на нефть и газ для всех будут внутрироссийские. И теперь Минск ждет. Работу над соглашением о Евразийском союзе должны завершить до мая 2014-го.
Свободное движение товаров и услуг в рамках Евразийского экономического пространства должно было бы быть уже теперь. Но на практике Беларуси придется ежегодно согласовывать квоты на поставки товаров на русский рынок - молокопродуктов и сельхозтехники. В рамках Таможенного союза до сих пор нет равной конкуренции и не рынок решает, кто и где будет продавать. Россия имеет больше возможностей защитить своих производителей, чем Беларусь и Казахстан.
Для России евразийский интеграционный проект в значительной степени имеет смысл при условии привлечения к нему Украины. Может ли Кремль потерять интерес ЕЭС в случае, если Киев подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом?
-?Это станет болезненным ударом для Москвы. Даже экономическая целесообразность евразийского проекта в значительной степени теряет смысл без Украины: экономики Беларуси и Казахстана сравнительно небольшие.
Интересно, что структура принятия решений в органах Евразийского экономического пространства строилась с расчетом, чтобы завлечь Украину. Ведь на уровне Таможенного союза Россия при принятии решений имеет 57 процентов голосов - соответственно, Казахстан и Беларусь находятся в меньшинстве. А в ЕЭП решения принимают консенсусом или большинством. То есть, одна страна - один голос.
Со стороны России было нелогично идти на такой принцип, учитывая незначительный экономический вес Казахстана и Беларуси. Расчет был сделан на привлечение Киева: мол, Москва там не будет доминировать. Но теперь выходит, что и Украину не удалось туда втянуть, и Россия остается с неудобной для нее структурой органов.
Однако на создание евразийского проекта брошено много сил, потому Москва вряд ли от него откажется. Возможно, попытается привлечь туда других - Армению, центральноазиатские государства.
Комментарии
1