На прошлой неделе Украина и Евросоюз почти завершили согласование текста политической части Соглашения об ассоциации. Нерешенным остался один вопрос: Киев настаивает на фиксации так называемых перспектив членства.
В сущности, хочет юридического обещания ЕС принять Украину в будущем. Эта позиция может означать следующее: или в Киеве действительно не понимают невозможность выполнения Евросоюзом этого требования, или умышленно идут на срыв процесса.
В первую очередь нужно осознать, что предоставление перспектив членства — сугубо внутреннее дело Евросоюза. Их не фиксируют в двусторонних соглашениях с другими странами. Во-вторых — это вопрос не юридический, а политический. Не существует директивы ЕС или другого законодательного акта, который содержит понятие "перспектива членства" и регулирует порядок его применения. Политическое согласие всего ЕС на вступление в него того или иного государства обычно фиксируют в итоговых документах Европейского Совета — то есть саммите Евросоюза. Например, относительно западнобалканских государств это сделали в 2000 году.
Относительно Украины такого согласия нет и не предусматривается. По крайней мере половина государств ЕС не готовы дать обещание непредсказуемой власти, которая на словах декларирует европейские устремления, а делает противоположное. Но если украинское руководство действительно так хотело добиться перспектив членства, то пусть бы убедило ту же Францию или Германию изменить позицию. Этого не сделали, вместо этого Киев шантажирует Евросоюз срывом переговоров относительно Соглашения об ассоциации.
В конечном итоге, отсутствие перспективы членства никоим образом не закрывает перед Украиной дверь в Европейский Союз. Статья 49 Договора о ЕС гарантирует вступление в него любому европейскому государству, которое разделяет его ценности, имеет соответствующий уровень демократии и рыночную экономику. Лучшей иллюстрацией является Исландия. У нее никогда не было зафиксированных где бы то ни было перспектив членства, но она тесно интегрирована с ЕС экономически и не отличается от него по уровню демократии. Поэтому в 2009-м безо всяких проблем подала заявку на присоединение к Евросоюзу и сейчас ведет переговоры о вступлении. Реализация Украиной Соглашения об ассоциации означала бы достижение ею такого же уровня близости с Евросоюзом, который имеют Исландия, Норвегия или Швейцария.
Маловероятным кажется, что в Киеве не понимают эти простые вещи. Даже учитывая плачевный интеллектуальный уровень власти. Скорее всего, дело в другом — настояние на перспективах членства — хороший повод "соскочить" с Соглашения об ассоциации. Ведь оно налагает обязательства по реальным проевропейским превращениям, а они Януковичу с компанией явно ни к чему.
Комментарии