Директор политических программ Института проблем управления им. Горшенина 28-летний Евгений Курмашов рассказывает об изменениях инвестиционного климата в стране за последний год:
— Инвестировать в Украину одинаково сложно и россиянам, и европейцам, и американцам. На протяжении 2010-го при ограничении политической конкуренции набрала оборотов конкуренция экономическая. Административную помощь по приобретению активов или ведению бизнеса получали лишь группы, которые интегрировались во власть. Они не заинтересованы в открытых и понятных правилах игры на наших рынках. Иначе не смогут конкурировать с ресурсами заграничных игроков. Первым "звоночком" стала "Запорожсталь". Власть осознала Россию как угрозу. На относительно прозрачном конкурсе украинские финансово-промышленные группы не смогли приобрести этот актив — россияне просто перебили ценой. Теперь у приближенных к власти олигархов другая логика: "Украина — наша вотчина, об иностранном капитале и речи нет".
Украинской власти стоит поучиться у восточного соседа, как продвигать свои бизнес-интересы не только на рынки постсоветского пространства. Российский бизнес, представленный в Украине, — особенно с крупным государственным капиталом, например "Сбербанк", "ВТБ" — имеет мощную политическую поддержку. Есть лоббисты в иностранных правительствах, специальные работники при дипломатических миссиях и тому подобное. Это глобальная стратегия. У нашей власти такой стратегии нет. Дальше деклараций о намерениях дело не движется. Власть гораздо меньше беспокоится о комфортности нашего бизнеса и инвестиций за рубежом. Если глянуть на украинское предпринимательство в России, то его успехи очень локальны и всегда связаны с частной инициативой, а не с государственной поддержкой. Такой бонус доступен лишь определенным "своим" группам.
Не имея богатой сырьевой базы, Украина могла бы развивать наукоемкие отрасли для инвестиций в другие страны. Та же Россия заинтересована в этом. Но предлагает очень простую формулу: переносите свое производство к нам, создавайте рабочие места на предприятии, платите налоги. Де-факто, это производство становится российским, хотя в него вложены украинские инвестиции.
Комментарии
2