четверг, 22 декабря 2005 18:54

"Власть не допустит дестабилизации валютного курса"

Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, 52 года, оценивает экономическую ситуацию в стране, прогнозирует будущий курс гривны к доллару, анализирует деятельность правительства Юлии Тимошенко и дает советы Президенту.

Насколько крепкой является банковская система, выдержит ли она дежурные политические страсти?

— Экономических оснований для ее дестабилизации на протяжении ближайшего года нет. Даже учитывая будущие выборы. Но под вопросом остается другой важный фактор: негативные ожидания населения. Некоторые власть предержащие иногда сами способствуют их формированию. Например, министр экономики делает заявление относительно возможного падения курса доллара к гривне. Или спикер называет показатель инфляции большим, чем он есть в действительности. Вспомним, что произошло после того, как в прошлом году в декабре Леонид Кучма заявил: за три дня банковская система упадет. Люди стали массово забирать свои вклады, появились признаки дестабилизации. Подобных заявлений должно быть меньше. Уверен, что нынешний Президент выходку Кучмы не повторит: Ющенко семь лет возглавлял Нацбанк, поэтому хорошо знает цену таким словам.

Стоит ли ожидать последующих колебаний курса гривны?

— Думаю, здесь власть не допустит дестабилизации. Ей это политически невыгодно. Нам нужно зацепиться за курс 5,05 гривны к доллару и не менять его. Скорее всего, будет проводиться именно такая политика.

Международный валютный фонд считает, что в Украине недостаточно крепкие гарантии возвращения вкладов. Это правда?

— Ситуация с Фондом гарантирования вкладов физических лиц вполне отвечает украинским реалиям. Размер гарантированного возмещения по вкладам составляет 5 тыс. грн. Но около 80% всех вкладов в Украине не превышают этой суммы. Подавляющее большинство вкладчиков, следовательно, защищено. И это главное.

Вкладчик может потерять свои деньги по трем причинам: непрофессиональные действия владельца банка, непродуманная политика НБУ и такие же решения правительства. Исходя из этого, было бы логично, чтобы Фонд гарантирования вкладов формировался банками, Нацбанком и правительством. Это мировая практика. А наш фонд практически целиком сформирован за счет средств коммерческих банков. Если бы свои доли внесли также правительство и Нацбанк, гарантированная сумма возмещения была бы не 5, а 15 тысяч гривен.

Насколько реальным было обещание Юлии Тимошенко вернуть замороженные вклады в советском Сбербанке за счёт средств, полученных от продажи " Криворожстали"?

— Как только политики начинают влезать в экономику и рисовать оторванные от действительности радужные картины, это всегда бьет по всему обществу. Следует осознавать: увеличение пенсий, зарплат бюджетникам и тому подобное к реальному улучшению благосостояния приведет лишь при условии роста объемов производства и производительности труда. Если уважаемая премьер-?министр дает людям 10 миллиардов гривен социальных выплат, на столько же нужно дать товаров. Иначе это разрекламированное увеличение доходов съест инфляция. Экономику не обманешь.

Продавать предприятие, а деньги раздать — безрассудно. Ведь речь идет не о деньгах, полученных по результатам сегодняшнего труда, а об основных фондах, производственном капитале. Изъяв оттуда средства и направив их на поедание, мы отказываемся от доходов, которые можно было бы получить для реального повышения нашего благосостояния.

В конечном итоге — это путь к инфляции. А она нанесет вред всем. Представим, что нашли мифическое золото Полуботка. Вернули вкладчикам 130 миллиардов гривен и — все, Украина пропала. Потому что, чтобы это раздать, нужно на такую же сумму произвести. Иначе будет как в 1992—1994 годах.

С другой стороны, долги по вкладам с советских времен государство должно погасить. Здесь есть два варианта. Один — увеличение темпов роста ВВП, уменьшение энергоемкости производств, создание рабочих мест, упрощение налогообложения. То есть все, что способствует экономическому росту и увеличению доходов госбюджета. Именно из них следует отчислять какую?-то часть, аккумулируя средства для компенсации потерянных сбережений.

Второе направление — работа с Россией, которая забрала у нас эти деньги

1 января 1991 года. Сбережения стоимостью 40 млрд. долларов были переведены именно туда. Не случайно российский Сбербанк сегодня является самым большим в этой стране. Там хранят деньги 60% вкладчиков. Для сравнения: в нашем — немного больше чем 5%. Поэтому возвращение вкладов — тема серьезных переговоров с Москвой. Все другое, кроме этих двух вариантов, — популизм и неправда.

Банковские кредиты подорожают?

— Думаю, на 1—3% подорожают. Потому что после некоторых шагов Нацбанка и инфляции подорожала гривна. Из-за нестабильной политической ситуации растут банковские риски.

Подорожание кредитов — это всегда охлаждение экономики. И физические лица, и предприятия будут отказываться от более дорогих кредитов. Одни меньше будут покупать, а это будет влиять на производство и объемы импорта. Вторые меньше будут производить, потому что будет невыгодно. Уменьшение же товаров при наличном количестве денег приводит к увеличению инфляции, а следовательно и росту процентных ставок на кредиты. Здесь попадаем в очень опасную спираль, выйти из которой будет тяжело. Это — первоочередное задание, которое сегодня стоит перед Президентом и будет стоять перед сформированным после парламентских выборов правительством.

В одном из интервью экономическую политику новой власти вы назвали личной трагедией. Почему?

— Трагедией было смотреть, как начала работать во власти оранжевая команда. Они сразу стали на путь неправды. Отказались от откровенного разговора с обществом, от того, чтобы объяснять: какие же проблемы в действительности существуют в экономике. То ли не доверяли людям, то ли считали, что народ не способен понять. Почему было не сказать, что масштабные увеличения зарплат и пенсий приведут к инфляции и другим экономическим проблемам? Это же было очевидно. Такое впечатление, что многие в правительстве и окружении Ющенко работали на то, чтобы дискредитировать оранжевую революцию, ее идеалы, посеять разочарование в людях, которые стояли на майданах. Принимались непрофессиональные, вредные решения — относительно мяса, сахара, ревальвации гривны, отношения к банковской системе. Примеров много, в сущности, вся работа высших государственных чиновников свелась к противостоянию между собой. Мысленно они были в будущей предвыборной кампании. Место во власти стало для них более важным, чем условия жизни украинцев.

Президенту следовало раньше отправить всех в отставку?

— КПрезиденту также есть достаточно много вопросов. Почему он не вмешался, когда совершались очевидные ошибки, допустил ревальвацию? Почему не давал объективных оценок действиям правительства? Экономические провалы были же явными. Темпы экономического роста постоянно снижались, в июле падение промышленного производства составляло 2,4%. Слово Президента в таких условиях очень важно. Он должен был бы это понимать.

Но Тимошенко свою деятельность в Кабмине считает успешной. Оперирует цифрами, рассказывает о социальных достижениях...

— Это манипуляция и результатами, и цифрами. Нужно честно говорить о том, что происходит. Бояться нужно не соперника на выборах или собственного народа, а Бога. А он говорит: не воруй и не ври.

Новому правительственные удастся исправить ситуацию в экономике?

— Возможно, удастся. При условии, что в предвыборный период ему не будут мешать политики. Надеюсь, Президенту хватит сил защитить от них правительство. Также хорошо было бы, чтобы лично Виктор Ющенко в дальнейшем не уклонялся от вмешательства в экономическую и финансовую ситуацию в государстве. Это стало бы его самым лучшим взносом в предвыборную кампанию.



Чем из приведенного владеет ваша семья?
(Процент семей)

Сейчас вы читаете новость «"Власть не допустит дестабилизации валютного курса"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть