Хранилище отработанного ядерного топлива правительство планирует разместить между селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка Иванковского района на Киевщине. Там будут хранить более 16,5 тыс. тепловыделяющих складок, которые будут вынимать из реакторов четырех действующих атомных станций. Строительство объекта обойдется бюджету в 3,6 млрд грн.
— Строительство хранилища увеличит энергетическую независимость от России. Отработанное топливо сейчас пять лет держат в реакторном бассейне, чтобы уменьшилось остаточное тепловыделение. Потом его в контейнерах вывозят в Россию. В Озерске Челябинской области топливо перерабатывают, в Железногорске Красноярского края просто хранят. Россия ежегодно повышает цены на свои услуги, потому что она монополист на рынке. С 2009-го за килограмм отработанного топлива нужно было платить 1,5 тысячи долларов. Это непомерная цена, если нужно вывезти около 160 тонн. На Запорожской АЭС построили сухое хранилище для отработанного ядерного топлива. Атомщики ежегодно экономят до 40 миллионов долларов, не вывозя складки в Россию. Если мы построим собственное хранилище, то доставка, обработка и хранение килограмма отходов будет обходиться в 1800 гривен. Это в шесть раз дешевле.
Строительство хранилища имеет определенные риски, но их нужно правильно оценивать. Мы же не отказываемся от газификации домов, хотя всегда есть риск, что люди могут погибнуть от взрыва газа. Защиту, например, от террористов, легче осуществлять именно для одного хранилища, а не для нескольких, разбросанных по стране.
Отработанное топливо можно использовать в реакторах типа Канду. Их уже эксплуатируют в Китае. "Энергоатом" предполагает строить такие реакторы в Украине. Также на этом топливе после химической переработки могут работать реакторы на быстрых нейтронах. По прогнозам Международного агентства по атомной энергии, с 2030 года именно такие реакторы заменят нынешние.
— Размещать хранилище в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, в 30 километрах от Киева опасно. Если из него произойдет утечка радиоактивных веществ, изотопы с длительным периодом распада могут попасть в грунтовые воды, а оттуда — в Днепр.
Проектирует хранилище американский концерн "Холтек". Но иностранцы предоставят лишь свои технологии, а строить его будут украинские компании. Качественно ли это будет сделано — неизвестно.
Проект строительства объекта нарушает программы реабилитации Чернобыльской зоны. Земли за пределами 10-километровой зоны планируют в 2055-м вернуть в агрообработку. Собственно на них и планируют построить хранилище.
Сейчас модно говорить о безопасности объекта, что он выдержит прямое падение самолета. При этом моделируют ситуацию: 16-тонный самолет падает со скоростью 70 километров в час. Но современные самолеты весят 100 тонн и летят со скоростью в сотни километров в час.
Комментарии