Глава Национального форума профсоюзов Украины 40-летний Мирослав Якибчук считает, что почасовую оплату труда внедрили в угоду работодателям.
Министерство труда и соцполи тики отчитывается о падении уровня безработицы, мол, без работы у нас сейчас не больше 600 тысяч. Это правда?
— Реальная цифра — более 3 миллионов. Минтруда пользуется лишь теми данными, которые поступают от Фонда занятости. То есть учтены только те, кто подал документы на биржу и претендует на вакансии. А информация о тех, кто уволился по собственному желанию или кого уволили принудительно, поступает с опозданием.
То есть, если человека увольняют по закону, его предупреждают об этом за два месяца. Поэтому информацию об этом предоставляют в конце квартала. Если уволили, скажем, 1 января, то это будет учтено только в апреле.
В целом реальное количество безработных подсчитать несложно. Берем количество работоспособного населения и вычитаем тех, кто платит взносы в Фонд социальной защиты. Остальные — безработные. То есть сегодня 21 миллион человек, которые могут работать. В фонд платят около 16 миллионов. Разница 5 миллионов, но есть еще 2 миллиона, которые не работают по убеждению. В итоге выходит около 3 миллионов безработных.
Почему Минтруда занижает показатели?
— Они манипулируют цифрами, чтобы скрыть от людей реальную ситуацию.
Сейчас многие оказались в затруднительной ситуации. Почему они не бастуют или не выходят на улицы, чтобы защитить свои права?
— Потому что у украинцев такой менталитет. Мы всегда ждем, надеемся на лучшее. Наверное, еще чаша не переполнилась, люди еще готовы терпеть. Но ежемесячно количество неудовлетворенных растет. Если в прошлом году готовых к радикальным действиям было 2–3 процента, то сегодня — больше 20.
Чего ожидать на рынке труда?
— Экономическая и политическая ситуация в государстве не способствует созданию рабочих мест и росту инвестиций в экономику. Нет стратегического плана развития. Поэтому говорить о радужных перспективах сложно. Сегодня мы слышим только популистские заявления политиков, характерные для избирательной кампании. Поэтому ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. Сейчас межсезонье, многие в отпусках, поэтому как-то легче. Но деньги, которые были напечатаны и пошли на газ, на выплату пенсий и зарплат, дадут о себе знать в октябре и ноябре. Печатать сейчас деньги — это вызывать обвал гривни. Поэтому о стабилизации речи нет. Осень будет экзаменом для политиков на способность руководить страной.
То есть с осени кризис только углубится?
— Да. Потому что экономика до сих пор в фазе спада, хоть правительство и утверждает, что она оживает и показатели растут. Но определять состояние экономики нужно по карманам людей: какую они получают зарплату и сколько тратят. О каком росте можно говорить, если цены идут вверх, а зарплаты заморожены и даже падают?! Разве растет покупательная способность? Почему закрываются магазины, кафе? Почему в несколько раз уменьшилось количество людей, которые едут отдыхать? Разве заработали нормально банки и рынок недвижимости? А из этого всего складывается реальная картина, которую видно невооруженным глазом.
Осень будет экзаменом на выживание
Пока не будет работать сектор реальной экономики, пока все социальные льготы не будут привязаны к нему, до тех пор последствиями будет инфляция и последующее обнищание. Деньги на социалку не проходят через рабочие места, выпуск товаров. Их печатают или берут в долг. Это только углубляет кризис. Газ сегодня покупают по одной цене, населению продают за другой, а разницу дотируют из бюджета. А когда не хватает на это денег — их печатают. Все это направлено только на получение голосов на будущих выборах. Это антигосударственные шаги, и последствия мы уже видим. Для сравнения: у нас на социальные нужды идет 21 процент валового внутреннего продукта, а в Европе — 2 процента.
А повышение социальных стандартов, которое предлагает Партия регионов, — это не популизм?
— Чистой воды. "Регионалы"прекрасно понимают, что Верховная Рада не примет решения о повышении минимального прожиточного минимума и зарплат. Денег на это нет. А если пойти на такой шаг, то на следующий день государство станет банкротом. Возможно, нужно изменить структуру социальных выплат, дотаций и перейти к цивилизованным методам работы. Например, социальные льготы и выплаты пусть получают только те категории населения, которые не могут работать. Они должны жить за счет государства. А у нас сегодня 90 процентов льготников. Должен быть четкий механизм.
То же касается и почасовой оплаты труда. Если мы действительно хотим улучшить уровень жизни людей, то почасовая оплата труда должна быть привязана не к прожиточному минимуму и минимальной зарплате. Она должна соответствовать социальным европейским стандартам. Чтобы человек не получал еще меньше. Правительство уже ставило эксперимент на шахтерах, когда внедрили почасовую оплату труда. Теперь горняков спускают в шахту на 4 часа. Почасовая оплата труда возможна для учителей, воспитателей, которые преподают почасово. Но при этом ставка должна быть, например, не менее 80 гривен в час. Также нужно четко установить зависимость оплаты от квалификации. Потому что когда низкоквали фициро ванн ого работника приравнивают к высококвалифицированному — это неправильно.
Кому выгодно такое нововведение?
— В нынешней Верховной Раде много работодателей. Они незаконно сокращают рабочее время, устанавливают людям неполный рабочий день, неделю. Для них это выгодно, ведь они экономят.
Недавно Кабмин принял решение, что предприятия могут проводить бартерные взаиморасчеты. Скоро ли могут вернуться к схемам 1990-х годов — выдавать зарплату консервами, сахаром, пылесосами и тому подобным?
— Не думаю, что правительство на это пойдет, потому что это нарушит все нормы законодательства. Но то, что на некоторых предприятиях такое уже началось, свидетельствует о нестабильности экономики. Это катастрофа.
Сегодня идет война указов между мэром столицы Леонидом Черновецким и премьером Юлией Тимошенко относительно повышения тарифов на коммунальные услуги. Он утверждает, она отменяет.
— Любые повышения тарифов должны согласовываться с отраслевыми профсоюзами, они должны быть обоснованными. А так просто пытаются за наш счет сохранить свои сверхдоходы. Ведь известно, кто контролирует коммунальные службы и генерирующие компании.
Люди часто сетуют, что профсоюзы их не защищают.
— Проблема в том, что профсоюзы не консолидированы, до сих пор не стали мощной движущей силой, которая бы надежно защищала интересы людей. Они политизированы. Вот Федерацию профсоюзов возглавляет представитель "Регионов" Василий Хара, поэтому она в унисон с ними и поет. Мы категорически против этого и за объединение всех профсоюзов.
Как заставить работодателей считаться с профсоюзами?
— Выступать единодушно. Защитить свои интересы могут лишь сами граждане. А "бить отца легче вместе", когда профсоюзные организации объединены.
Комментарии
1