Украинское Придунавье - один из немногих регионов страны, где жители на собственной шкуре чувствуют, приближается Украина к Европе или наоборот, отдаляется.
Еще в конце 1980-х бессарабский клин Украинской ССР динамически развивался благодаря росту торгового обороту и транспортным потокам Дунай - Черное море. Дунайское пароходство насчитывало свыше 600 действующих грузовых и пассажирских судов. Три модернизированных порта (Измаил, Рени, Усть-Дунайск) осуществляли перевалку почти 20 млн т грузов в год, прежде всего - для государств Центральной Европы. Развивалась промышленность: работали два судоремонтных завода - в Вилково и Килии, консервный завод союзного значения в Измаиле. В последнем, в частности, даже предусматривали открыть троллейбусные линии - как в городе, который вскоре пересечет предел в 100 тыс. горожан. Что уже говорить о доходах и возможностях, которые открывались перед жителями региона, такого близкого к Европе после падения "железного занавеса".
Однако случилось не так, как предполагалось. Из-за бесхозяйственности первых годов независимости придунайские порты начали терять свое значение, а регион попал в список "вечно депрессивных" и хронически дотационных. Пока тогдашние властьимущие делили такие лакомые куски бывшей советской собственности, как Черноморское пароходство и портовые терминалы в Одессе, Южном и Ильичевске, соседняя Румыния углубляла свой Сулинский канал и перехватывала транспортные и экспортные потоки из Центральной Европы. Проблемы Придунавья углубились с войной на Балканах, вследствие которой на длительное время нарушилось сообщение Дунай - Черное море. Так, в начале 2000-х грузопоток составлял едва 5 млн т, или 26% уровня 1990 года.
Ситуация несколько улучшилась в связи с введением в эксплуатацию украинского канала Быстре и ростом спроса в Европе на украинское сырье: железную руду, металл, минудобрения, зерно. Соответственно накануне кризисного 2008 года грузопоток вырос до 10 млн т. Однако мировой финансовый кризис и падение национального ВВП болезненно ударили по региону. В дополнение, выросли тарифы на железнодорожные перевозки грузов, на перевалке которых зарабатывали украинские придунайские порты. Как результат, в течение 2009 - 2012 лет грузопоток, как и в середине 1990-х, упал до критической отметки. В частности, по итогам 2012-го наибольший Измаильский порт обработал едва 2,4 млн т, Ренийский - менее 1,4 млн т (при проектной мощности 14 млн т), а порт в Усть-Дунайске вообще остановился.
Поэтому специально созданный Координационный совет в течение прошлого года подготовил программу экономического эксперимента "Приоритетное развитие Придунавья". Он предусматривает возрождение портов придунайских путем создания благоприятных условий для привлечения стратегических инвесторов.
Благодаря эксперименту 2013 год может стать для Придунавья действительно прорывным. Во-первых, еще в 2009-ом страны Вышеградской четверки поддержали инициативу Украины по включению Измаильского и Ренийского портов в систему транспортировки зерна в страны ЕС. В случае подписания Соглашения об ассоциации украинские порты смогут претендовать на специальные программы Еврокомиссии по модернизации инфраструктуры на сумму до 270 млн евро в течение трех лет.
Во-вторых, 27 февраля наконец "тронулся лед" в вопросе определения направления развития придунайских портов. По итогам работы Координационного совета морехозяйственного комплекса Придунавье было принято решение о завершении подготовки портов региона к работе в условиях профильного закона "О морских портах". В частности, в прошлом остались сценарии продажи -"прихватизации" портов или слияния их с Дунайским пароходством, у которого также не самые лучшие времена.
Зато порты объединят в систему Администрации морских портов Украины. Она закрепит государственную собственность над стратегическими активами и сформулирует требования к потенциальным инвесторам в соответствии с возможностями каждого конкретного порта и социальными потребностями каждого портового города. Эти решения должны быть воплощены до июня 2013 года. Сейчас к портам Измаила и Рени присматриваются инвесторы. В частности, главный оператор молдавского порта Джурджулешть - голландская компания Danube Logistics - заявила о заинтересованности работой в Рени и Измаиле. Привлекательным кажется, например, Измаильский порт для украинских финансово-промышленных групп, специализирующихся на экспорте черных металлов и руды: СКМ, "ArcelorMittal - Кривой Рог, ИСД и Ferrexpo. Такая конкуренция мощных отечественных и иностранных компаний будет способствовать повышению стоимости активов и стремлению потенциальных инвесторов поразить жителей и работников социальным пакетом. В конечном итоге, приход частных инвесторов должен устранить коррупционные риски и прекратить разворовывание имущества портов. А их лобби - заставить чиновников заниматься стратегическими вопросами, например углублять судоходный канал в украинских водах Дуная и строить железнодорожные и автомобильные пути для повышения транзитной привлекательности украинского Придунавья.
Комментарии