Варварские орудия вылова, загрязнение воды и бесконтрольный промысел в Черном и Азовском морях привели к сокращению популяции рыбы.
— Раньше промышленники вылавливали около 17 видов. Сейчас промысел базируется на двух-трех видах: шпроты, хамса, иногда тюлька или ставрида. На них приходится 90 процентов вылова, — говорит заместитель директора Института биологии южных морей Юрий Токарев, 67 лет. — Остальная рыба потеряла промышленное значение. Белуга, осетр, камбала, черноморская севрюга не размножаются до прежних объемов. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.
На тотальное истребление ценных видов рыбы прежде всего влияет коррупция, а уже потом экологические проблемы, считает секретарь Федерации рыбной отрасли Украины 62-летний Валентин Литвинов:
— В Украине рыбной отраслью занимается Государственное агентство рыбного хозяйства. Руководители меняются каждые год-два, есть рыбинспекция и еще несколько госпредприятий. Все вместе регулируют использование водных живых ресурсов: регистрируют, удостоверяют, лицензируют, позволяют. Хотя все сведено лишь к квотированию на вылов рыбы. Рыбаки говорят: занесешь взятку — и соблюдение большинства требований становится делом второстепенным. Чтобы удовлетворить нередко непомерный аппетит инспекторов, рыбаки вынуждены вылавливать и ценные виды рыб, особенно осетра и судака. А тех, кто поднимает тревогу, устраняют с должностей.
Научные заведения, которые не имеют бюджетных средств на исследовательскую работу, перепродают предпринимателям квоты на так называемый научный вылов. Те, прикрываясь наукой, вылавливают запрещенные для других виды и на продажу, и на столы. Пойдите на любой пир, организованный руководителями рыбной отрасли. Вы увидите рыбу, о которой лишь слышали когда-то. Такие блюда вам и не снились. Это главная причина упадка, который мы видим и в водоемах, и на прилавках.
Турки вылавливают в Черном море на порядок-два больше рыбы, потому что быстро реагируют на такие возможности. Они построили современный промышленный флот, а для вылова массовых скоплений используют не трал, а кошель. Этот метод дороже, но значительно ефективнее и более щадящий для природы. У нас же по морскому дну тянут металлические балки в несколько десятков тонн, которые вспахивают его, как плуг. В конце концов, в Черном море нужно ограничить мощность двигателей судов. В море до сих пор ходят 11 кораблей, построенных для океана.
Комментарии
2