Ексклюзивы
пятница, 06 августа 2010 09:25

"В исследовании истории на первом месте должен стоять украинский интерес"

Автор: фото с сайта www.iir.kiev.ua
  Валерий Солдатенко: ”Чем больше правды мы скажем об Иване Мазепе, Симоне Петлюре и Степане Бандере, тем скорее все станет на свои места”
Валерий Солдатенко: ”Чем больше правды мы скажем об Иване Мазепе, Симоне Петлюре и Степане Бандере, тем скорее все станет на свои места”

Директором Института национальной памяти назначили доктора исторических наук Валерия Солдатенко, 63 года. Он заменил академика Игоря Юхновского, 84 года, который был на должности с июня 2006-го.

Говорят, вас поставили для того, чтобы вернуть украинцам советскую историю.

— Передо мной никто не ставил других задач, кроме подходить к деятельности института через призму научных критериев.

Я 40 лет в науке. Возможно, мои книги отличаются от других тем, что построены на принципах альтернативы и правды жизни. Если большевики в 1917-м активно влияли на все процессы в Украине, то куда от этого деться? Их было больше, чем в любом другом регионе, потому что промышленное Левобережье горячо поддерживало левую идеологию. Это были граждане той же страны, на которую номинально распространялась власть Украинской народной республики. Или говорят: украинцы любили только Центральную раду. Но почему же ее некому было защищать? Или коммунист Николай Скрипник. Он сделал для украинизации больше, чем несколько наших государственных институций за 19 лет независимости. Нужно учиться у него, как грамотно проводить национальную политику — без ругани и насилия. Так же Михаил Грушевский в 1917-м выступал против " насильственной украинизации". Я уважаю этих людей и пытаюсь на них ориентироваться.

Какие темы будут приоритетными для института?

— Ко мне уже пристают, как с ножом к горлу: "Как будете относиться к Голодомору?" Могу заверить: от этой проблемы мы не откажемся. Это было бы несправедливо по отношению к нашим погибшим предкам.

Я посмотрел на план мероприятий на этот год. Раньше шла речь только о воинах ОУН-УПА во время Второй мировой войны. Теперь запланировано отметить и других участников национально-освободительных движений.

Есть новации, которые я готов поддержать. Скажем, повысить общественное внимание к истории вообще и создать программу школьного и вузовского образования. Такой, которая была бы и интересной, и воспитывала патриотизм, высокую нравственность, а не вешала ярлыки и оправдывала собственную беспомощность происками соседей.

Некоторые политики считают, что история началась с них

Вот на поверхности лежит тема казачества. Это исторический феномен, которым Украина может выделяться среди других сообществ. Или украинский национал-коммунизм. В ХХ в. украинские идеологи создали собственный подход к социальной доктрине, к концепциям марксизма. Попытались совместить социальный прогресс и национальное освобождение и возрождение. После Второй мировой войны это явление переросло в еврокоммунизм.

Почему украинская история до сих пор такая противоречивая?

— Мы долго пытались вписать нашу историю в систему неукраинских координат — или пророссийских, или антироссийских. В одной системе Богдан Хмельницкий был самым выдающимся деятелем времени Гетьманщины, а Иван Мазепа — изменником. И наоборот — в другой. В исследовании истории на первом месте должен стоять украинский интерес. Эта проблема уже зависит не только от историков. Скажем, в последнее время много сделано для того, чтобы посеять недоверие к такому явлению, как революция. Но разве был бы общественный прогресс, если бы не европейские революции ХVІІ века? Или революционные события 1917–1920 годов в России? Была бы сегодня украинская нация?

А как вмонтировать в национальную память фигуры, которые раскалывают общество?

— Чем больше правды мы скажем об Иване Мазепе, Симоне Петлюре и Степане Бандере, тем  скорее все станет на свои места. Я в свое время написал книгу "Винниченко и Петлюра — фигуры революционной эпохи". Перед этим издал четыре книги о Владимире Винниченко. Меня  критиковали: не ту фигуру подносишь, это не тот политик, на которого нужно ориентироваться. Тогда я специально глубже изучил жизненный путь и деятельность Симона Петлюры. Поднял выступления и весь творческий задел главного атамана и главы Директории. Мое впечатление о Петлюре часто контрастирует с представлениями критиков и тех, кто хочет поставить его на первое место. Скажем, по Варшавскому договору 1920 года Польша получила 164 тысячи квадратных километров за то, что восстановит в Украине власть Директории, в которой остался один Петлюра. И это называется шагом в Европу!

В исследовании исторических фигур нужна научность, объективность и нравственность. Тогда будет уважение к историкам и уйдут упреки, что каждая власть переписывает историю. Правдивой истории никогда не будет, если действовать по принципу конъюнктуры.

Политики часто спекулируют на истории. Как этого избежать?

— Нужно, чтобы они хорошо знали историю. Вот глава Верховной Рады Владимир Литвин ее знает.  В значительной мере объективный историк Николай Томенко. А вот некоторые политики считают, что история началась с них, а поэтому людям незачем знать, что было при их предшественниках.

В партийных институтах проработал 16 лет

Валерий Солдатенко родился 13 апреля 1946 года в городе Селидово Донецкой области. Закончил исторический факультет Киевского госуниверситета им. Тараса Шевченко. В 1976–1984 годах работал в Институте истории партии при ЦК Компартии Украины. Потом возглавлял кафедру исторического опыта КПСС Киевской высшей партийной школы. С 1988-го три года руководил отделом Института политических исследований ЦК Компартии Украины.

Доктор исторических наук. Заведует отделом этноисторических исследований Института политических и этнонациональных исследований им. Кураса НАН Украины. Коммунист.

Назначение Валерия Солдатенко директором Института национальной памяти общественные круги связывают с желанием новой власти поставить своего человека для выполнения политических заказов.

— Существует вероятность, что Институт национальной памяти вместо того, чтобы стать инструментом преодоления тоталитаризма, превратится в инструмент его реабилитации, — говорит историк Владимир Вятрович, 33 года

Сейчас вы читаете новость «"В исследовании истории на первом месте должен стоять украинский интерес"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

17

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть