"Нефтегаз" выбирает компанию, которая оценит стоимость отечественной газотранспортной системы. У власти появились намерения изменить статус "трубы", считает руководитель энергетических программ центра "Номос" 47-летний Михаил Гончар:
- Стоимость бывает рыночная и справедливая, так называемая остаточная. Все зависит от того, какие задачи руководство "Нефтегаза" поставит перед оценщиками, - говорит эксперт. - Поскольку государственную компанию "Укртрансгаз" выделяют в отдельную структуру, то оценка стоимости активов системы магистрального трубопроводного транспорта газа будет остаточной. Ведь государство должно пополнить уставный фонд "Нефтегаза" на величину этой стоимости. Следовательно правительственные чиновники заинтересованы в том, чтобы сбить цену "трубы" до минимальной.
"Газпром", который не первый год проявляет заинтересованность к нашей "трубе", озвучивал свою цифру - 4 миллиарда долларов. Россия всегда играет на максимальное занижение цены. Так же было с белорусской ГТС. Минск оценивал ее в 17 миллиардов долларов, а Москва - в 4. В конечном итоге сторговались на 5 миллиардах. Но украинская ГТС на порядок мощнее белорусской.
Дочерняя компания "Укртрансгаз" хранит газ в подземных хранилищах и эксплуатирует магистральные газопроводы и объекты на них. Этими активами сейчас интересуется только Россия. Для потенциальных покупателей из стран Евросоюза наш газовый сектор остается непрозрачным. Поэтому никто из них не будет покупать кота в мешке.
В прошлом году наши правительственные чиновники заявляли, что "Нефтегаз" выведут на IPO (первичное публичное размещение акций на международных фондовых биржах. - "ГПУ"). Мол, это позволит получить объективную оценку стоимости его активов. Но этого не сделали. Теперь правительство, очевидно, решило пойти более коротким путем, поскольку размещение акций на биржах - процедура длительная. В конечном итоге, в каждый следующий день акции могут обвалиться. А потенциальные покупатели должны видеть позитивный бизнес-процесс, а не черный ящик, в который входит газ, деньги возвращаются "Газпрому", а долги "Нефтегаза" растут. Вскоре третья годовщина инвестиционной конференции в Брюсселе, когда была подписана декларация о модернизации ГТС. А Украина до сих пор ничего не сделала для реформы энергетического сектора. "Укртрансгаз" давно должен был стать отдельной компанией и распоряжаться своими финансами. Это вытекает из обязательств, которые взяла на себя Украина, вступив в Европейское энергетическое содружество. Но нынешняя власть хочет опять поиграться в многовекторность. Показывает и западным, и восточному партнерам, что делает шаги навстречу каждому из них. Это мошеннический прием. Потому что одновременно в двух противоположных направлениях двигаться невозможно.
125
миллиардов 700 миллионов гривен, или $24,8 млрд (по курсу Нацбанка на 31 декабря 2006 года) стоили украинская газотранспортная система и подземные газохранилища, по оценке консалтинговой компании "Имидж".
79
миллиардов 500 миллионов гривен, или $9,9 млрд (по курсу НБУ на 31 мая 2009 года) - такую совокупную стоимость основных средств и объектов "Укртрансгаза" определила консалтинговая компания "Увекон".
Комментарии