Виновно ли правительство в том, что украинцам так сложно во время кризиса? Как действовали премьер и ее команда, какую они на самом деле ставили цель в период мировых и внутренних экономических катаклизмов?
Никакой системной программы борьбы с кризисом нет. Какую стратегическую цель ставит перед собой правительство, можно лишь догадываться, основываясь на цифрах и фактах, которые описывают его действия. Из этих данных напрашивается неутешительный для премьера Юлии Тимошенко вывод: она сознательно пренебрегает выполнением функций государства ради поддержки текущего уровня потребления отдельных групп потенциальных избирателей.
Антикризисной программы нет, но законодательно в распоряжении Кабинета Министров находится ресурс для борьбы со спадом экономики. Это — Стабилизационный фонд. По итогом первого полугодия 2009 года он составляет 6,9 млрд грн. Но тратят средства не на преодоление кризиса, а на дела, связь которых с ним сомнительна. Например, из фонда выдали 1,76 млрд грн на зарплаты горнякам. Но для того, чтобы преодолеть проблему, в первую очередь нужно модернизировать угледобывающие предприятия. А выплата зарплат — это вопрос, прежде всего, своевременных и полных расчетов покупателей за уголь. Во-вторых, это выплата из госбюджета разницы между себестоимостью и ценой. Такая компенсация убыточности была всегда. Поэтому платить из Стабилизационного фонда зарплату шахтерам значит — изменять идее борьбы с кризисом. Эти средства нужно направить на новое оборудование, которое улучшит безопасность труда и снизит себестоимость угля.
Другой пример нерационального использования Стабилизационного фонда — обеспечение жильем чернобыльцев. Почему именно это должно изгнать кризис из Украины — непонятно. Однако все видели по телевидению, как премьер передает новые помещения льготникам, которые не могут поверить своему счастью.
Зато мерами, призванными обеспечивать невидимые, но важные вещи, например безопасность, охрана окружающей среды, инвестиции в будущее для повышения экономического или даже цивилизационного уровня страны, — правительственные ведомства часто пренебрегают.
В частности, в Пенсионный фонд перечислены 19,2 млрд грн. Эти средства сразу потратят на еду, одежду. В то же время сложилась катастрофическая ситуация с выполнением долгосрочных программ Министерства образования и науки: 93% запланированного им так и оставили в планах. Потому что пробелы в образовании — невидимые, в отличие от денег, выданных горнякам.
Еще хуже ситуация в Министерстве здравоохранения — почти 100-процентное невыполнение запланированного. Медицина не развивается, потому что как развиваться, если ее не финансируют?
Конечно, шахтеры и пенсионеры — это важно. Но выходит так, что правительство умеет только платить зарплаты и пенсии, а вот заниматься развитием государства — образования, медицины, науки, социальной сферы, — не умеет.
В целом, из 715 бюджетных программ, которые должны были выполнить в первом полугодии 2009-го, полностью профинансирована каждая десятая — 79.
Жертвуют инфраструктурой: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство снизились сравнительно с 2008-м на 25%, финансирование военной безопасности — на 8,7%, охраны окружающей среды — на 17,7%. Исполнительная власть не смогла обеспечить защиту ключевых для выживания страны статей расходов. Следовательно, кризис в Украине будет длиться долго.
Медицина не развивается, потому что как развиваться, если ее не финансируют?
Внутренний валовой продукт за первые шесть месяцев текущего года упал на 26%, промышленное производство — на 31%, количество убыточных предприятий увеличились в полтора раза, финансовый результат всех украинских компаний снизился более чем вчетверо. Это данные Счетной палаты. Логично при этом ожидать, что пропорционально уменьшатся налоговые поступления. Но давление Налоговой на бизнес, а также применение административных рычагов к компаниям, которые под государственным руководством, заставило их сохранить выплаты в бюджет — якобы экономического спада нет.
Более того — важнейших налогов заплатили больше от запланированного. Превышение поступлений по НДС составило 973 млн грн (4,7%), налога на прибыль — 174 млн грн (1,2%).
В частности, этого достигли благодаря авансовой выплате налогов. "Вымывание" оборотных средств из балансов предприятий во время кризиса, когда привлечь кредиты сложно, провоцирует падение поступлений инвестиций в развитие производства, подрядчики остаются без заказов. Как результат — экономика котится вниз.
По классической, но, конечно, не обязательно правильной экономической теории, во времена острой фазы кризиса нужно снижать налоговое давление, стимулировать экономику. Наше правительство действует наоборот: беспощадно прессует бизнес, выкачивает из него последнюю копейку, чтобы только накормить людей перед выборами и создать иллюзию, что все в порядке.
Комментарии