От большинства пассажирских поездов отцепили памятники советской эпохи — 71 вагон-ресторан больше не работает на колеях. "Укрзализныця" говорит, что эксплуатационные расходы на них превышают прибыль. Поэтому будет сдавать их в аренду компаниям, которые профессионально работают в сфере общественного питания. Вагоны-рестораны остались лишь в международных и дневных рейсах. Сейчас их около 40.
"Укрзализныця" готовится к реформированию и хочет прилагать усилия лишь в той деятельности, которая имеет отношение непосредственно к перевозкам. Уже посчитали, за сколько частные арендаторы смогут нанять вагон-ресторан — 900–4000 гривен за рейс в зависимости от направления. Также железнодорожники готовы предоставить в аренду рестораны и кафе на вокзалах и станциях, которые до сентября обслуживали работники цехов питания Донецкой, Львовской, Южной и Приднепровской железных дорог.
Будущих арендаторов хотят завлечь тем, что за движение вагона-ресторана в составе поезда платить дополнительно не придется. Впрочем, ресторанные компании пока что изучают это предложение. Первую попытку сотрудничать с частными структурами в этой отрасли "Укрзализныця" осуществила в 2006 году. Но особого спроса вагоны-рестораны тогда не имели. Сейчас финансовые условия аренды более выгодны, но у рестораторов есть вопрос. Например, каким может быть средний чек в обычном (не фирменном) поезде, которым ездят совсем не зажиточные граждане?
— Что мы сейчас имеем в поездах? — переспрашивает глава Комитета по туризму при Львовской торгово-промышленной палате Вардекс Арзуманян. — Тот же растворимый кофе у проводников и какой-то непонятный чай. Вот с этого и нужно начинать — с советского чая и кофе, с котлет в вагоне-ресторане и на станциях. Нужно проанализировать то, что было, и что собираются строить вместо того. Только нужно ставить правильные задачи.
Первое — просчитать маршруты рентабельные и нерентабельные. Если рентабельные отдадут в одни руки, а за другие пусть берутся добровольцы — ничего хорошего из этого не выйдет. Грамотный подход к питанию вообще — выносить все единым лотом. Тогда один оператор сможет подтянуть нерентабельные маршруты за счет очень рентабельных. Если железная дорога полностью заинтересована в предоставлении максимального сервиса пассажирам, сильный оператор будет в состоянии это сделать.
Пассажиры "Укрзализныци" еще не определились с тем, в какой ресторан идти во время путешествия. Впрочем, считают, что отказ от устаревшего формата питания в поездах — актуален.
— Перемены пойдут на пользу, — говорит пассажир поезда Киев–Ровно Игорь Сторчак, 46 лет. — Сколько же можно в эти вагоны ходить? Там даже запах такой, что о еде уже на пороге забываешь. А ассортимент? Думаю, что какая-то частная компания сможет из этого сделать что-то более достойное. Только не нужно гамбургеров каких-то, пусть будет наша еда, нормальная.
Комментарии